Европейский транспортный опыт примеривают на Россию. И наоборот

Российские железные дороги все внимательнее присматриваются к опыту Западной Европы. Высокие скорости там - норма жизни, а наша страна только готовится к ним. Но и России есть что предложить европейскому пассажиру - благодаря тому, что она сохранила "хорошо забытое старое".

Российские железные дороги все внимательнее присматриваются к транспортному опыту Западной Европы. Высокие скорости там - норма жизни, а наша страна только готовится к ним. Но и России есть что предложить европейскому пассажиру - благодаря тому, что она сохранила "хорошо забытое старое".

Европейцам предложили провести ночь в российских поездах

В данном случае речь идет о так называемых ночных поездах – вагонах, в которых есть спальные места. Европа с ее не слишком большими расстояниями и высокими скоростями от таких поездов давно отвыкла и, соответственно, отказалась от них. России же, с ее просторами, без них никуда. И вот тут оказались востребованными наши спальные вагоны. Разумеется, усовершенствованные - с учетом всех современных требований.

По признанию президента Национального общества железных дорог Франции SNCF Гийома Пепи, французы уже забыли, что такое спальные вагоны. Однако именно такой поезд - со спальными вагонами повышенной комфортности - на достаточно высокой скорости (на некоторых участках она составит 200 км/час) отправится по маршруту Москва-Берлин-Париж уже 12 декабря, а в обратном направлении – 14 декабря.

Его время в пути составит 38,5 часов. Отправляться поезд будет утром, а прибывать на конечную станцию – на следующий день вечером. Таким образом, пассажиры будут проводить в пути одну ночь, так что без спальных вагонов российского производства тут не обойтись.

Россия ждет энергичных и дееспособных

Этот поезд – один из крупнейших российско-французских проектов последних лет. Договор о его курсировании представители железных дорог России и Франции подписали на проходившей недавно в Париже конференции. Она была посвящена перспективам формирования единого транспортного пространства и собрала представителей транспортной сферы двух стран.

Сотрудничать с Россией и вкладывать средства в совместные проекты в транспортной сфере на открытии конференции призывал и зампред правительства РФ Сергей Иванов, и глава РЖД Владимир Якунин.

Иванов напомнил о проектах, которые уже осуществляются или планируются к реализации в России. Например, о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом и платной автомагистрали между этими городами. Также французам предложено участвовать в реконструкции дороги М-4 "Дон", которая ведет на Черноморское побережье России. Еще один масштабный проект, над которым совместно работают наши страны, - организация туристического кластера на Северном Кавказе.

Планируется, что французские специалисты с их большим опытом в транспортной сфере примут участие в реализации проекта "Большая Москва", также речь может идти и о вложении средств в реконструкцию или строительство в России новых аэропортов.

Владимир Якунин, в свою очередь, подчеркнул, что Россия - громадный рынок. "Но нельзя подходить к нему, как к чужому кошельку, найденному на дороге", - сказал глава РЖД. По его словам, Россия ждет "энергичных, дееспособных партнеров", которые могут предложить качественные и принципиально новые проекты.

Высокоскоростные магистрали: люди, деньги, люди с деньгами

Сотрудничество с нашей страной иностранцам, в том числе и французам, очень выгодно. Если говорить о строительстве ВСМ между Москвой и северной столицей, то проект этот – весьма дорогостоящий. По подсчетам специалистов, окупится такая магистраль только через 30 лет.

Как сказал на встрече с российскими журналистами руководитель департамента пассажирских перевозок Международного союза железных дорог (МСЖД) Игнасио Барон де Агноти, строительство только одного высокоскоростного поезда стоит 20-25 млн евро. И еще 1 млн евро в год требуется на поддержание его технического состояния.

Поэтому, по его словам, такие проекты нуждаются в помощи государства и общественности. "И это – не те проекты, которые делаются к какому-либо событию", - сказал де Агноти, отвечая на вопрос о перспективах появления в России ВСМ к Чемпионату мира по футболу-2018, например.

"Для ВСМ нужны люди, деньги и люди с деньгами - чтобы покупали билеты на высокоскоростные поезда. В России все это есть", - считает он. Но при этом подчеркивает: "Высокоскоростную магистраль необходимо адаптировать в реальность. Чтобы люди увидели и поняли, что это такое. Потому что это - не просто путь между пунктами А и Б. Это - вокзалы пунктов А и Б, это новая вокзальная система, новая инфраструктура", - подчеркнул один из главных специалистов мира по высокоскоростному железнодорожному движению.

Глава РЖД оценил шансы французов

Готовиться к старту высокоскоростного движения, который намечен на 2018, год, Россия намерена не в одиночку. Кому из иностранных партнеров отдадут предпочтение?

До сих пор Российские железные дороги активнее всего сотрудничали с немцами: один из самых известных и успешных проектов – поезд "Сапсан", который курсирует между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом. "Сапсан" – поезд быстрый, но все-таки не высокоскоростной: в среднем его скорость на участке от Москвы до Петербурга составляет 190 км/час.

Как говорят специалисты, о высокоскоростном движении можно говорить только в случае, когда поезд едет со скоростью не меньше 260-300 км/час. Самая высокая средняя скорость на сегодняшний день – у поездов в Китае: 330 км/час. А вот рекорд скорости на тестовых испытаниях показал поезд французской компании Alstom: он разогнался до 574,8 км/час.

И именно эта компания – один из претендентов на то, чтобы стать партнером российских железнодорожников в проекте организации ВСМ. Однако впереди – конкурсы, и каждая компания-претендент должна доказать России свои преимущества.

Отвечая на вопрос Вестей.Ru, что есть у французов, чего нет у других иностранных партнеров, Владимир Якунин отметил мощную государственную поддержку, причем, в очень непростой для Франции предвыборный период. "Политическая поддержка для такого сотрудничества носит определяющий характер. И она была нами получена", - сказал глава РЖД.

Выгода французской компании Alstom – очевидна: в случае сотрудничества с Россией по данному проекту они могут увеличить объемы производства в 10 раз. Судя по косвенным признакам, шансы французов действительно достаточно велики: РЖД в последнее время достаточно активно изучает опыт этой компании в производстве подвижного состава для высокоскоростного железнодорожного сообщения.

"Мы предполагаем, что конкурс может быть объявлен в следующем году. Сейчас готовится документация. Для России это - новый проект, много проблемных вопросов. И мы заинтересованы в партнерах, которые обладают для их решения всем необходимым. А такие компании можно пересчитать на пальцах одной руки", - сказал глава РЖД, добавив, что "в этом ряду французы – отнюдь не отстающие, и у них – хорошие шансы".