Парабола невесомости

Невесомость на Земле можно испытать в двух случаях: в гидролаборатории ЦПК в условиях нулевой плавучести и в воздухе, на так называемых параболических полётах в специальном самолёте. Отсутствие гравитации длится не более тридцати секунд, но такое испытание невесомостью выдерживает не каждый.

Невесомость на Земле можно испытать в двух случаях: в гидролаборатории ЦПК в условиях нулевой плавучести и в воздухе, на так называемых параболических полётах в специальном самолёте. Отсутствие гравитации длится не более тридцати секунд. Методика достаточно проста. Сначала самолет летит горизонтально на высоте шесть тысяч метров. Затем с ускорением набирает высоту и уходит в пике. Такое испытание невесомостью выдерживает не каждый.

Ил-76 МДК – этот борт видел всякое: крушение мечты и триумф, поражения и победы, словом, людей здесь выворачивало наизнанку. Самолет космических возможностей.

Высота 6 тысяч метров. Самолет резко задирает нос, потом входит в пикирование. Как не называй: горка, параболический полет, кривая Кеплера. Суть одна – 30 секунд без гравитации – невесомость без космоса, испытание на устойчивость.

"Вот летит горизонт с перегрузкой в 2 единицы, набирает высоту, потом при достижении угла в 45 градусов он падает за счет начальной скорости, приобретенной при разгоне, потом при введении угла пикирования в 45 градусов он снова с перегрузкой в 2 единицы выводится в горизонтальный полет", – рассказывает Герой России, инструктор ЦПК имени Гагарина Виктор Рень.

Каждый, кто отправляется в космос, еще на Земле должен испытать отсутствие гравитации, до полета выяснить отношения с невесомостью.

Внутри Ил-76 МДК – модернизированный космический, как спортивный зал: мягкие маты на полу, по бортам поручни и специальные лампы, они включаются только в режиме невесомости. Испытатель Анатолий Забрусков готовит космонавтов к подобным тренировкам почти 15 лет. В полетах видел всякое. Говорит, самое главное, не рухнуть с высоты на пол, хоть и мягкий.

"Были случаи, когда с учетом болезни движения, люди путали пол и потолок, – вспоминает испытатель ЦПК имени Гагарина Анатолий Забрусков. – Определить достаточно легко – свет, и пол устлан матами, – для себя можно определить так, если возникнут проблемы с вестибулярным аппаратом.

Испытания на невесомость проходят космонавты, как здесь говорят, крайнего набора. У каждого кандидата свой инструктор. В чужеродной среде за новичком – глаз да глаз. Указания перед полетом – задача для реального космоса: Сергею Прокопьеву предстоит передавать груз и вообразить, что он разгружает корабль в космосе.

- Когда передаем груз, не просто его отталкиваем от себя: принимаешь его и как бы сопровождаешь, чтобы он летел ровно.

Для испытателей-инструкторов ЦПК эта короткая невесомость стала родной. Про Виктора Реня говорят, никакая перегрузка не способна его сломить. Испытатель, Герой России в космос не летал, но подсчитал – в невесомости провел больше трех суток. Это почти тысяча полетов самолета.

Параболический полет – испытания не из легких. Во-первых, перегрузка. Тело буквально вдавливает в пол. Ходить в таком состоянии тяжело, сидеть тоже нелегко, перегрузку переносить лучше всего лежа.

Невесомость не наступает неожиданно. Сначала возникает перегрузка в 2 единицы. Все тело тяжелеет в два раз, трудно поднять ногу, руку, даже веки наливаются свинцом. А потом – невесомость. Это самый настоящий стресс для организма. Тело практически не слушается, вестибулярный аппарат буквально сходит с ума.

Вся жидкость в организме поднимается вверх. Переход от перегрузки к невесомости и обратно от невесомости к перегрузке – самые неприятные моменты.

"Это самые тяжелые элементы, которые возмущают наш вестибулярный аппарат, – рассказывает Виктор Рень. – Колокольчик звенит по двум половинкам и начинает раздражать эту схему. Потому что в режиме перегрузки кровь отливает от головы, а в режиме невесомости она приливает к голове – идет по малому кругу, и вестибулярный аппарат напрягается очень сильно".

Где-то к 6-му или 7-му режиму начинает мутить. Кажется, вот-вот и тебе станет плохо. Тут-то и выясняется, сможет ли вестибулярный аппарат перенести эти многократные переходы от перегрузки к невесомости и обратно. После того, как тебя прибивает к полу – возноситься к потолку и снова падать.

"Самое сложное было в самом начале – управлять своими движениями, двигаться туда, куда ты хочешь, – поясняет кандидат в отряд космонавтов Сергей Кудь-Сверчков. – Потому что при начале режима первая реакция подняться на ноги, в невесомости это ощутимый толчок и ты уже на потолке".

Кандидат в космонавты Сергей Кудь-Сверчков должен надеть полетный скафандр "Сокол" всего за 23 секунды. При нештатной ситуации на станции, от быстроты реакции и координации зависит жизнь.

"Первые два режима чувствуешь себя цыпленком поднятым и ничего сделать не можешь", – говорит кандидат в отряд космонавтов Сергей Прокопьев.

Андрей Бабкин и Святослав Морозов учатся в невесомости пить. Жидкость и еда в этих условиях имеет совсем другие свойства. Хотя для космонавтов главное – их физическое самочувствие.

"Основной эффект невесомости то, что кровь отливает от нижних конечностей и приливает к голове. Тем самым усиливает снабжением кислородом головного мозга, повышается сообразительность, улучшается память", – рассказал кандидат в отряд космонавтов Святослав Морозов.

За один параболический полет всего 3 суммарные минуты невесомости. Короткий, однако, серьезный экзамен для вестибулярного аппарата. Хорошее самочувствие при этом – как пропуск в дальнейшую космическую жизнь.