Старую Москву душит "градостроительное хамство"

Фото Ильи Варламова

Фото Ильи Варламова
фото: Илья Варламов

2011 год ознаменовался повышенным вниманием властей и общественности к проблеме сохранения памятников культуры. Но несмотря на многочисленные обещания чиновников остановить снос исторических зданий, за прошедший год столица лишилась сразу нескольких ценных строений.

2011 год ознаменовался повышенным вниманием властей и общественности к проблеме сохранения памятников культуры. Но несмотря на многочисленные обещания чиновников остановить снос исторических зданий, за прошедший год столица лишилась сразу нескольких ценных строений. Почему в новой Москве нет места старой архитектуре, выясняла корреспондент радиостанции "Вести ФМ" Анна Щербинина.

Термин "градостроительное хамство" вошел в обиход москвичей после сноса доходного дома на Большой Якиманке. Эта история получила широкий общественный резонанс не только потому, что здание 19 века, построенное знаменитым архитектором Кольбе, было одним из украшений столицы. Дело в том, что девелоперская компания, занимавшаяся его реконструкцией, произвела снос, несмотря на официальный запрет властей.

Глава Департамента культурного наследия столицы Александр Кибовский рассказал: "Несмотря на все заверения инвестора, что там будут сохранены фасадные стены, ночью 2 мая бульдозером был снесен фасад дома Кольбе, и в Интернете оказалась видеозапись, как бульдозером систематически разрушают этот дом".

Этот случай сподвиг городские власти на более активные меры. В мае этого года мэр Москвы Сергей Собянин поручил провести ревизию всех ранее выданных разрешений на снос и реконструкцию зданий. Советник руководителя Департамента культурного наследия Николай Переслегин рассказал, что речь шла о сотне таких разрешений.

"Около сотни, возможно и больше. Мы не знаем всех этих подводных камней, кто там чего навыдавал. Мы-то ничего не выдавали, нам все время звонят и говорят: "Здесь сносят, там сносят". Нам надо взять эту ситуацию под контроль и управлять культурным наследием, а не быть пожарной машиной, которая тушит эти возгорания в виде сносов", - говорит Переслегин.

Несмотря на то, что Департамент культурного наследия приостановил действия выданных разрешений, памятники продолжали сносить. Следующим объектом исторического наследия, исчезнувшим с карты достопримечательностей Москвы, стала фабрика Милютина. Часть усадьбы 18 века, фабрика долгие годы имела официальный статус памятника, но загадочным образом его лишилась, рассказывает бывший инспектор Москомнаследия Наталья Осипова.

"Было сделано историко-архитектурное обследование, которое хранится в архиве Москомнаследия. Этот дом везде был помечен как ценный и как выявленный памятник. Ни у кого не возникало вопросов", - говорит Осипова.

Почему недавно отреставрированные части архитектурного ансамбля вдруг оказались вынесены из его охранной зоны, остается только догадываться, говорит архитектор-реставратор Елена Киселева. "Мы сделали там и проект реставрации, и даже проект приспособления. Очень жалко, когда после выявленного памятника мы сделали всю документацию и организации стали использовать его по назначению, то есть памятник жил", - отмечает она.

Активисты общественной организации "Архнадзор" даже составили список таких памятников, оставшихся без защиты и находящихся на грани уничтожения. Фабрика Милютина была на третьем месте. В этот перечень попал и особняк в Большом Козихинском переулке, также снесенный посреди ночи, и старинные владения купца Якунина в Большом Саввинском переулке. Последние еще стоят, но жителей уже расселили и объявили о скором сносе. Эти здания 19 века тоже не имеют охранного статуса, и эта проблема многих ценных строений Москвы, объясняет член организации "Москва, которой нет" Юлия Мезенцева.

"В Москве очень много домов, которые имеют либо историческую, либо архитектурную ценность, но, допустим, никогда не рассматривался их статус. Либо просто им ничего не угрожало до определенного момента, либо их просто не замечали, не вычленяли", - говорит Мезенцева.

За эти здания еще борются жители районов и активисты, но, как показывает практика, многочисленные обращения к властям и в Москомнаследие, чаще всего, не приносят результатов. Последним печальным примером стал снос одного из старейших в столице домов культуры - "Октябрь". Здание, пострадавшее от пожара, предполагалось восстановить по личному указу Сергея Собянина. Тем не менее, в ноябре "Октябрь" снесли без соответствующих разрешений.