"Спутник" над Польшей

В Польше в пятый раз проходит крупнейший фестиваль российского кино "Спутник". Организаторы привезли на него около 600 картин. До февраля 2012 года российские фильмы увидят в 42 городах Польши.

В Польше в пятый раз проходит крупнейший фестиваль российского кино "Спутник". Организаторы привезли на него около 600 картин. До февраля 2012 года российские фильмы увидят в 42 городах Польши.

Картина "Любить" режиссера Михаила Калика – одна из шестисот российских, привезенных в Польшу Малгожатой Скульска Это она, организатор фестиваля российского кино "Спутник", притулилась у колонны.

Михаил Калик почти забыт на родине, которую вынужден был покинуть в 1974 году. Советская цензура, невозможность снимать свое кино, заставили эмигрировать. В Варшаве он почетный гость. Но словно эхо – ситуация, возникшая на фестивале: копия фильма оказывается "порезанной" – без отца Меня, без главной в этой художественно-документальной истории библейской линии.

Милая барышня, усыпанная веснушками – директор польского Фестиваля российского кино. Финансист с сертификатом ABM. Та самая Малгожата, что смотрела фильм Калика, сидя на полу. Та самая, что за 5 лет показала полякам столько российских фильмов, сколько они не видели за последние 20 лет.

Говорит, просто поняла: нравится не бухгалтерия, а возможность делиться с соотечественниками тем, что дает российская культура. Литература, кинематограф, музыка. Сейчас для Польши это экзотика, если речь идет о молодежи. Раньше – дружба между нашими странами, ненависть, потом забвение, ныне – попытка соседа узнать.

"Когда президентом был Лех Валенса, русских фильмов не было ни на телевидении, ни в кинотеатрах, не продавались диски. Поляки интересовались только американским кинематографом. Ни русской литературы не было, ни кино, ни музыки", – вспоминает Малгожата Шляговска-Скульска, директор Фестиваля российских фильмов "Спутник".

Это – и о личном. Для Малгожаты русский язык был обязательной частью школьной программы. Поэтому в свое время легко, без перевода поняла фильм "Человек-амфибия". И полюбила. Когда захотела пересмотреть, кассету найти не смогла ни в одном польском магазине. Российское кино, сама Россия были не в фаворе.

Купила лицензию с помощью мужа-бизнесмена, который тоже пропагандирует русскую культуру в Польше. И развивает российско-польские деловые отношения. Это не только интересно, но и выгодно. Привозит Ансамбль имени Александрова, "Березку", прокатывает российское кино. Или – кино о России.

Как, например документальный фильм "Лестница в небо", снятый космонавтом Юрием Батуриным. Это не новостийные сводки о проделанной работе, а то, как живут исследователи Вселенной. Как спят, как бреются, как тоскуют по близким.

Батурин в Польше впервые. Его фильм показывают вместе с фильмом о первом и единственном космонавте Польши Мирославе Гермашевском. Польский космонавт номер один в полной мере на себе испытал антироссийские настроения при Лехе Валенсе, когда его, бригадного генерала, заместителя командующего ракетными войсками уволили извещением по почте. А при Кочиньском хотели разжаловать до рядового, лишив всех наград. Пан Мирослав выдюжил. Не сломался. Полет вспоминает с нежностью.

"Восход, закат солнца, ночь, день, а ночью смотришь глубоко в космос и уже это не эстетические переживания, а философские вопросы появляются: а где мы, люди, а кто создал нас", – рассказывает Мирослав Гермашевский, летчик-космонавт, герой Советского Союза.

Андрей Смирнов в Варшаве с фильмом "Жила-была одна баба", который, как верно заметил он сам, "в России идет с большим успехом в маленьких кинотеатрах". От "Бабы", сказал режиссер, "как от чумы, шарахались фестивали – и Каннский, и Венецианский, и Лондонский, и Сан-Себастьянский". Вспомнив традиционное "желаю приятного просмотра", честно предупредил.

Аудитория понимает, кажется, без перевода. Среди зрителей те, кто еще помнит пронзительный "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова, снятый 40 лет назад, и его же "Осень". Помнит и режиссер хорошее польское кино.

"Безусловно! "Пепел и алмаз", я думаю, одно из самых ярких кинематографических впечатлений моей еще кинематографической юности. Так же, как фильмы Бергмана, Антониони, Феллини, Годара, Висконти. Значительная веха, которая помогла понять природу кинематографа и природу не гражданского сопротивления, попытки остаться самим собой в стране тотального идеологического давления и стукачества", – говорит режиссер Андрей Смирнов.

Сценарий фильма "Жила-была одна баба", который, как и все, шел с польскими титрами, был отчасти написан в доме друга, Кшиштофа Занусси. Польский режиссер на этом фестивале возглавил жюри.

"Среди молодых я уже вижу таких, которые сами изучают русский язык, понимая, что можно найти работу, что нам легче понять русскую промышленность, бизнес, чем людям Запада. И мы можем найти для себя в этом свою роль", – объясняет Кшиштоф Занусси.

Киноклассик, имеющий диплом философа, сейчас ищет деньги на польско-российско-итальянскую продукцию. Чтобы не простаивать, чтобы, "как у хирурга, руки не теряли нужного ощущения", ставит, тем временем, в Екатеринбурге спектакль и пишет пьесу по заказу БДТ имени Товстоногова.

Зрителей столько, что приходится некоторые фильмы повторять. Как "Фауст" Александра Сокурова, вызвавший аншлаг. На него даже аккредитованные журналисты попали лишь со второй попытки. Этой картиной, получившей "золото" Венеции, открывался Фестиваль российского кино в Польше.

В выходные варшавяне приходят семьями, показывая детям "Ну, погоди!". Есть и профессиональные зрители, вроде Матеуша Даменцкого. Многим его лицо покажется знакомым: "звезда" польского кинематографа – Петя Гринев из "Русского бунта". Пишет диплом по истории Санкт-Петербурга, мечтает еще посниматься в российском кино. А на этом фестивале, кажется, собирается побить свой же рекорд.

"25 картин посмотрел. Не выходил. Не должен был, очень люблю. У меня дыры в фильмографии", – комментирует актер Матеуш Даменцкий.

Среди тех, кто фестиваль делает, много волонтеров. В основном – студенты или выпускники филфака. Они помогают гостям и участникам фестиваля. И называются трогательным словом "опекун".

Еще один хит – "Маленькая Вера". Его показывают все 5 лет, что проводится Фестиваль российского кино, и все 5 лет он собирает полные залы. Это кино, которое, по словам киноведа Гжегожа Шимчека, помогает понять перестройку. И желающих понять, судя по фестивалю, с каждым годом становится все больше. Поляки снова начинают учить кириллицу, учить русский.

"Нам пришлось в Варшавском университете создать группу, где студенты учат русский с самого начала. Раньше такого не было. Теперь выросло целое поколение, которое русского не знает", – говорит Гжегож Шимчек, преподаватель Варшавского университета.

Место, где проходит фестиваль, знаковое – это "высотка", которую называют "восьмой московской". Дворец культуры и науки, построенный в 50-е годы прошлого века, созданный из более чем 500 тысяч тонн строительных материалов, привезенных из Советского Союза, раньше носил имя Сталина. Находится здание в самом центре Варшавы и главным фасадом выходит на главную магистраль города. Очень хороший ориентир – видна "высотка" отовсюду.

"Спутник" набирает обороты: если раньше это была только столица, только Варшава, то теперь Фестиваль российского кино проходит по всей Польше. Это примерно полсотни городов.