Эксперты Третьяковки подтвердили подлинность картины "Распятие"

Эксперты Третьяковской галереи подтвердили, что автор картины "Распятие" - Николай Ге. Полотно нашли случайно. С 20-х годов оно находилось в запасниках Новочеркасского музея. Картине больше ста лет, но она хорошо сохранилась.

Эксперты Третьяковской галереи подтвердили, что автор картины "Распятие" - Николай Ге. Полотно нашли случайно. С 20-х годов оно находилось в запасниках Новочеркасского музея. Картине больше ста лет, но она хорошо сохранилась. О том, что двухметровый холст написал Ге, в 60-е годы догадывался лишь художник Николай Чернышев – страстный поклонник творчества Ге. Сейчас окончательный вердикт вынесли московские искусствоведы.

На вопрос художника Николая Ге "Что есть истина?", который стал названием выставки в Третьяковской галерее, искусствоведы продолжают искать ответ здесь, в зале ученого совета. За этой дверью собрались более 20 сотрудников музея, чтобы подтвердить или опровергнуть тот факт, что картина "Распятие", недавно найденная в Новочеркасске, тоже принадлежит кисти Ге.

За круглым столом, можно сказать, "финальное заседание суда". "Присяжным" – искусствоведам – представляют "свидетельства", которые собирали несколько месяцев. "Прокурор" Лидия Гладкова настаивает: нехарактерный для православного художника фон картины - позади распятия море, догорающий закат. "Адвокат" Татьяна Карпова возражает: таков, возможно, был заказ лютеранской кирхи, где изначально висела картина.

"Уважаемый Николай Михайлович, выполняю вашу просьбу, высылаю два фотоотпечатка с картины Ге "Распятие". Эта картина хранится в нашем музее примерно с 20-х годов, попала она к нам в музей из теперь не существующей кирхи или костела", - зачитывает письмо Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, куратор выставки "Что есть истина?"

Все началось с этого письма. В 1961 году в Москву художнику Николаю Чернышеву его послал директор Новочеркасского Музея донского казачества. Большой почитатель творчества Ге Чернышев считал его одним из трех величайших художников России наравне с Андреем Рублевым и Александром Ивановым, собирал о нем сведения, беседовал с его учениками. О существовании этого документа, о том, что где-то на Дону хранится картина, неизвестная столичным экспертам, сотрудники Третьяковской галереи узнали случайно - весной, при подготовке выставки. Это стало настоящей сенсацией.

"Картин Ге в частных руках и в каких-то иных руках почти не осталось, мы должны это помнить. Возможно, еще какие-то небольшие рисунки найдутся в каких-то частных коллекциях, но большие картины Ге вряд ли еще найдутся. И вдруг мы обнаружили новую картину!" – рассказывает Лидия Иовлева, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи.

Десант московских исследователей в Новочеркасске высадился в ноябре. Двухметровое "Распятие", подписанное "Н.Н. Ге, 1884 год", эксперты осматривали, фотографировали и просвечивали рентгеном. В столице макрофотографии картины сравнивали с фрагментами работ Ге из запасников Третьяковской галереи. В частности, с полотном "Христос в Гефсиманском саду".

- По-моему, очень похоже написаны волосы. Самое главное, совпадает фактура!

- Даже сама тональность, вот когда он чем-то голубовато-серым их покрывает, чрезвычайно похожа.

Сверяли шляпки гвоздей, фиксировали направление, в котором стекает кровь со стоп Спасителя, характер кракелюра – трещин лакового слоя, световые акценты, мазки кисти, абрис тела – все совпало. Даже подпись художника после графологической экспертизы. Это настоящий Ге - последнее слово за Лидией Иовлевой.

За время проведения выставки, посвященной 180-летию художника, это уже второе открытие. Ранее эксперты нашли работу Николая Ге "Милосердие" под его же картиной "Что есть истина?". Тех, кто еще не успел увидеть сенсационные результаты исследований, в галерее ждут в зимние праздники каждый день, а по четвергам – до десяти вечера.