Кого россияне считают элитой. Реплика Александра Привалова

ВЦИОМ и опубликовал рейтинг российской элиты в 2011 году, составленный в результате широкого опроса. В первую десятку вошли шесть политических деятелей, Патриарх, Алла Пугачёва, Андрей Малахов и Филипп Киркоров. Очень печальный результат, считает обозреватель Александр Привалов.

Окончились немыслимо длинные новогодние каникулы. Прямым следствием этого гипертрофированного узаконенного безделья становится полнейшее отсутствие новостей. Газеты – так те просто плюнули и не выходят, электронные же СМИ, лишённые возможности просто не выходить, в такие дни заполняют изрядную долю времени обсуждением итогов минувшего года и прогнозов на год начинающийся.

В нынешние каникулы выбор был даже скуднее обычного. Подавляющее большинство прогнозов на 12-й год довольно мрачны (во всяком случае, по экономической части), так что ими стараются слушателей и зрителей расстраивать в меру. Вот, скажем, выступил на днях с экономическим прогнозом экс-руководитель Федеральной резервной системы США Гринспен – так почти никто этот прогноз и не думает обсуждать.

Оно, конечно, Гринспен уже отставник, но звание финансового гуру не снимается же отставкой. И говорил он не так чтобы скучные вещи. Он сказал, например, что в Америке "государство благосостояния разбилось о кирпичную стену реальности", что Америка "создала уровень социальных гарантий, который экономика уже не может обеспечивать", а потому "грядёт настоящая революция" – в частности, придётся драматически снизить пенсии.

Согласитесь, интересно прямо-таки до жути. Почему же этого прогноза почти никто из коллег не обсуждает? Думаю, не хотят публику расстраивать. Веселее обсуждать итоги прожитого года, чем такие перспективы. Хотя итоги, конечно, тоже далеко не сплошь веселы.

Вот в порядке подведения итогов ВЦИОМ и опубликовал рейтинг российской элиты в 2011 году, составленный в результате широкого опроса публики. Открываем, смотрим. По числу людей, отнесших то или иное лицо к элите, в первую десятку вошли шесть политических деятелей, Святейший Патриарх, Алла Пугачёва, Андрей Малахов и Филипп Киркоров. На мой вкус, это очень печальный результат.

Начнём с того, что респонденты ВЦИОМа явно не видят ни малейшей разницы между понятием "национальная элита" и перечнем лиц, наблюдаемых в прайм-тайм на федеральных телеканалах. Это, по меньшей мере, странно: нам тут все наперебой рассказывают, какой всё более успешной – даже побеждающей! – альтернативой телевидению становится Интернет с его социальными сетями и прочими модностями. Они, мол, формируют иную повестку дня, дают, мол, гораздо более многообразную картину мира… Где это всё?

Ни в первой десятке, ни во всём вместе рейтинге элит эта альтернатива ни краешком не заметна. Я рискнул на мысленный эксперимент: попробовал вообразить результат подобного опроса где-нибудь в середине 70-х годов. Ручаюсь, в первой десятке наверняка был бы Высоцкий; не исключаю, что был бы и Солженицын, то есть люди почти совсем или совсем не мелькавшие в "ящике". Интернета тогда, как вы понимаете, не было, а вот разнообразие общественной жизни почему-то было пуще нынешнего…

Но вернёмся к вциомовскому рейтингу. Что руководители страны и лидеры партий входят в число лидеров, вполне естественно. Настолько естественно, что я бы советовал авторам опроса вообще исключить такого рода ответы – они только затемняют картину. Что президент или премьер относятся к элите, ясно и без опросов. Опросы должны сказать, кто ещё относится к элите, кто, если хотите, входит в неё не по должности.

И опрос нам отвечает: телеведущий Малахов. Я полон уважения к г-ну Малахову: у него очень трудная работа, и он её прекрасно выполняет. Но тогда объясните, почему в десятку и даже в сотню не вошёл, например, баскетболист Кириленко? У него ещё более трудная работа и выполняет он её ещё лучше – и, пожалуй, гораздо красивее. К тому же Кириленко все свои броски и подборы делает сам, а на ведущего большого телешоу работает целая команда.

Или неизменная Пугачёва. Комментаторы оживлённо обсуждают, как долго Алла Борисовна пробудет на третьей строчке рейтинга и как скоро вернётся на свою законную вторую. На мой взгляд, уместнее было бы спросить, что она вообще там делает. Некогда талантливая певица, давно ставшая неиссякаемым источником всевозможного дурновкусия, но стоящая чуть не в начале национального рейтинга элиты, – это уже не традиция, а стыдобища.

При этом в рейтинг попал только один учёный (Алфёров – голосов вшестеро меньше, чем у Аллы Борисовны), только один врач (Рошаль, конечно) и ни одного инженера или учителя. Пока мы – мы сами! – именно так видим элиту нации, нам трудно рассчитывать на скорое развитие.