Тема:

Ядерная программа Ирана 2 месяца назад

Друзья и враги Ирана в случае возможной войны

Власти Ирана всегда подчеркивали, что не собираются присоединяться к каким-либо блокам или коалициям в интересах той или иной стороны. Теперь перед Тегераном стоят вопросы: удастся ли ему заручиться поддержкой из-за рубежа в случае военного конфликта и возможен ли вообще этот конфликт?

"Ни к Востоку, ни к Западу" – этот тезис лежит в основе внешней политики Ирана на протяжении всей его новейшей истории – после революции 1979 года. Власти Исламской республики всегда подчеркивали, что не собираются присоединяться к каким-либо блокам или коалициям в интересах той или иной стороны. Теперь перед Тегераном стоит два вопроса. Первый: удастся ли ему заручиться поддержкой из-за рубежа в случае военного конфликта? Второй: возможен ли вообще этот конфликт?

На Ближнем Востоке у Ирана никогда не было исторических союзников. Вряд ли он сможет заручиться вооруженной поддержкой со стороны кого-либо из своих соседей. То же самое можно сказать и про США, у которых в регионе есть только один явный военный союзник – Израиль. Козырем Вашингтона может стать Саудовская Аравия – потенциальный плацдарм для наступления. Там расположена американская военная база "Принц Султан". Правда, сама Саудовская Аравия, а также Катар – другой партнер Соединенных Штатов – вряд ли согласятся участвовать в военных действиях.

По словам многих экспертов, Иран оказывает серьезное влияние на страны региона посредством радикальных шиитских группировок. Этим объясняют слова в поддержку Ирана со стороны Сирии и Ливана. Конечно, это совсем не значит, что Дамаск или Бейрут выступят на стороне Тегерана.

Дипломатическую поддержку могут оказать и некоторые страны Южной Америки. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в эти дни отправился в турне по региону. Латиноамериканские лидеры, как и иранские власти, открыто называют внешнюю политику США империалистической. Но и они представляются союзниками Исламской республики не в военном, а в идеологическом смысле.

В том, что касается возможности начать войну, и сами Соединенные Штаты занимают куда менее однозначную позицию, чем может показаться на первый взгляд. Одно дело – операция по разблокировке Ормузского пролива, если Иран его всё-таки закроет. Другое – полномасштабный конфликт из-за иранской ядерной программы.

От экономического сотрудничества с Ираном не хотят отказываться азиатские партнеры. Так, власти Китая уже заявили, что не будут присоединяться к санкциям США против иранского нефтяного сектора. Пекин закупает около 20% чёрного золота, которое экспортирует Исламская республика. Осторожную позицию занимает Япония. В Токио отметили, что в случае необходимости будут искать других поставщиков нефти. В то же время японские власти опасаются резкого роста цен на энергоносители в случае эмбарго иранских энергоносителей. А это будет невыгодно Стране восходящего солнца, которая восстанавливается после разрушительного землетрясения. Из основных покупателей запрет на инвестиции в иранский нефтегазовый сектор пока поддержала только Южная Корея.