Плавучая "Коммуна". Специальный репортаж А.Сладкова

В состав Военно-морского флота России до сих пор входит судно-катамаран, о корпус которого при спуске на воду в 1915 году разбила шампанское княжна Романова. На палубе этого судна в 1918-м революционные матросы расстреливали офицеров.

В состав Военно-морского флота России до сих пор входит судно-катамаран, о корпус которого при спуске на воду в 1915 году разбила шампанское княжна Романова. На палубе этого судна в 1918-м революционные матросы расстреливали офицеров. До сих пор на штурвале слова со знаком "ять". И эта живая история на ходу. В Севастополе, на базе российского флота.

"Представляю вам сокровищницу российского судостроения. В 1912 году заложен на Путиловских верфях в Петрограде,17 ноября 1913 года спущен на воду и 14 июля 1915 года поднял Андреевский флаг. В 1973 году было принято решение: из судоподъемного судна сделать спасатель подводных лодок. Корабль мог носить на борту малые спасательные аппараты, которые способны были поднимать затонувшие подводные лодки с глубины от 500 метров, от 16 до 20 человек в зависимости от вариантов спасения", – рассказывает Анатолий Ишинов, капитан спасательного судна "Коммуна".

"Коммуна", несмотря на высоту, не кажется маленькой. Она огромна.

"Ширина корпуса – 19 метров. Два корпуса позволяют судну довольно устойчиво идти на волнах, но парусность очень большая – 4000 квадратных метров, качает сильно, при сильной волне. Вот, в прошлом году осенью мы ходили – 30 градусов крен был", – вспоминает Анатолий Ишинов.

Раньше на "Коммуне" стояли немецкие движки. Поменяли на такие же, только советские. Мощность упала в два раза. Но это капитана не смущает. Он всё равно рассказывает о своём судне восторженно.

История "Коммуны" – сплошные байки. Есть среди них самая главная.

"Здесь байка одна ходит. Когда строили судно, в каком-то из листов заклепок поставили золотую заклепку. Ищем ее 96 лет. Ну, я полагаю так, что каждый капитан, который служил на "Коммуне", при постановке в док, для того, чтобы поднять желание экипажа очистить корпус, говорил ребятам, как фильме: "Пилите, Шура, пилите, она же золотая". Поэтому – "Ищите, ищите, она же золотая". Пока не нашли", – рассказывает капитан "Коммуны".

На катамаране стояла подлодка-малютка для поиска и спасения экипажей подводников. Теперь современный аппарат. Он видит всё.

"В данный момент это сейчас одно из самых последних средств по поиску затонувших объектов, которые имеются на Военно-морском флоте России", – говорит Анатолий Ишинов.

"А вообще в море, когда идешь, издалека "Коммуна" смотрится как железнодорожный мост, напоминающий литейный мост в Санкт-Петербурге, или как Эйфелева башня, там тоже масса всяких заклепок", – проводит аналогии капитан.

Есть своя достопримечательность и в кают-компании.

"Конечно, за 96 лет кают-компания очень изменилась. Переоборудование производили уже в 1983 году. Пианино 1914 года, восстановили его где-то два года назад. Это был последний неисправный механизм, который восстановлен на судне", – говорит Анатолий Ишинов.

А вот чего на советской "Коммуне" не было – походного корабельного храма.

"Молитва здесь для всех плавающих людей. По крайней мере, за эти 9 лет, как я здесь, не было ни одного случая в море, чтобы судно нас как-то подвело", – рассказывает капитан.

Сколько изменений претерпел флот в ходе последней военной реформы, сколько славных знамён отправлено в музеи, на покой. "Коммуна". Как ей удалось уцелеть во времена перемен, когда многие привычные вещи, здесь, в Севастополе, уже стали историей?

"В своё время, когда я лейтенантом сюда пришел, в главной базе на бочках стояло пять крейсеров. И вот утренний перезвон, утренняя зорька. Пять крейсеров, каждый в своем тоне, играют утреннюю зарю, перезвон рынд, бегают катера. Вот это класс, сейчас такого нет, сейчас один оставшийся крейсер "Москва" стоит", – рассказывает Анатолий Ишинов.

А может быть, так и нужно? Отказываться от прошлого, смело глядя в будущее. Только вот каким оно окажется? Для армии, для флота, для Севастополя, для той же самой "Коммуны".