Осторожно, реформа образования. Реплика Александра Привалова

Идея создания 25 миллионов рабочих мест, поддержанная в недавней статье Путина "Россия сосредотачивается", едва ли достижима. Это дал понять в своем выступлении на Гайдаровском форуме министр образования и науки Фурсенко. О состоянии современного образования – обозреватель Александр Привалов.

На Гайдаровском форуме в ходе обсуждения проблем социальной политики выступил министр образования и науки Фурсенко. Он говорил, в частности, и об идее, поддержанной в недавней статье Путина "Россия сосредотачивается", – идее дополнительного создания в стране 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, подразумевающих хороший уровень заработка.

Министр справедливо отметил: "Когда мы говорим о 25 миллионах рабочих мест, речь идет о том, что должны быть не только места, но и люди должны соответствовать им. Уровень квалификации должен соответствовать требованиям, которые предъявляют эти места", – и тут же счёл необходимым подчеркнуть, что такого количества квалифицированных специалистов в стране нет, и не ждите: "Как бы хорошо ни была организована демографическая политика, новые люди в таком количестве появятся не скоро".

Не очень понятно, при чём тут демографическая политика. Говоря о новых рабочих местах, премьер не имел в виду, что для заполнения этих мест "бабы новых нарожают". Но Путин, безусловно, имел в виду – как нечто вполне самоочевидное, – что уже рождённых на свет людей кто-то обучит, или доучит, или, на самый худой конец, переучит. Вот этого-то и нет.

Деградировавшая – в частности, за фурсенковские восемь лет – отечественная система образования, штампующая псевдоюристов и псевдоэкономистов немыслимыми тиражами, и сейчас неспособна, и впредь не берётся готовить нужное количество хоть хороших фрезеровщиков, хоть квалифицированных инженеров. Никакой своей вины в таком очевидном провале министр Фурсенко не чувствует. И говорит по этому поводу весьма важные слова.

Слушайте внимательно: "Старая система образования сегодня не работает, причём не только в России, но повсюду. Внедрение новой – болезненно и непросто. Но это абсолютная необходимость, и не столько для нас, сколько для наших детей. Поэтому мы это будем делать и дальше". Тут есть прямая неправда и прямая угроза.

Неправда заключается в том, что система образования одинаково провалена по всему глобусу. Спору нет, проблемы по этой части испытывают все, но мало у кого из серьёзных стран эти проблемы так глубоки. В Америке, конечно, по этой части хуже, чем в Германии, а в Китае – ещё хуже. Но только мы, имея (пусть не самую современную, но вполне работающую) систему начального и среднего профессионального образования, загнали её в такое убожество; только мы такую огромную долю молодёжи развращаем и, в образовательном отношении, гробим, обучая её в псевдовузах на псевдоменеджеров.

И, мне кажется, было бы очень уместно, чтобы министр Фурсенко рассказал – хоть на Гайдаровском, хоть на любом другом форуме, – какую роль лично он и возглавляемая им команда модернизаторов образования сыграла в столь выдающихся достижениях. Но он не только не рассказывает о таких вещах, но и угрожает. Вы же слышали: мы это будем делать и дальше. "Мы" и дальше будем внедрять то, что "мы" называем новой системой образования. Те же самые "мы", надо понимать, которые и ответственны за наблюдаемое положение. Воля ваша, этого как-то совсем не хочется.

Лично г-н Фурсенко, по слухам, в новом правительстве либо не будет участвовать совсем, либо сохранит лишь часть нынешних полномочий. Поэтому-то он, похоже, и начал сейчас авральные работы по завершению нескольких принципиально важных дел, которые должны закрепить достигнутые им результаты. Так, по некоторым данным, вот-вот будет приниматься пресловутый образовательный стандарт для старшей школы, который год назад вызвал такую бурю общественного возмущения.

Новый вариант только ещё собирается представить комиссия Ковальчука, но серьёзных улучшений от этого нового варианта ждать не следует. Состав комиссии не опубликован. Говорят, в неё включены иные из самых яростных критиков исходного кондаковского стандарта, но сделать им ничего не удаётся: один из этих неназванных людей сказал "Московским новостям": "Больших обсуждений, как было обещано, так и не состоялось. Острые углы замалчиваются и не обсуждаются".

Вполне вероятные новые протесты общественности едва ли будут услышаны: прикосновенные к процессу люди достаточно откровенно признают, что стандарт, может, во избежание шума и не станут официально утверждать, но внедрять начнут непременно. Если нынешним модернизаторам удастся ещё и скоренько пропихнуть сквозь Думу новый закон "Об образовании", предстоящему снятию министра Фурсенко общественность обрадуется зря: у его преемника будут весьма надёжно связаны руки. Так что, господа, давайте бдительнее следить за образовательными новостями. Это важно.