Реконструкция ВВЦ: "Архнадзор" пытается отстоять уникальные объекты

ВВЦ готовится к масштабной реконструкции. А участники движения "Архнадзор" составляют список зданий, расположенных на территории выставки, которым необходимо придать охранный статус. Памятниками архитектуры сейчас официально считаются только 47 объектов.

ВВЦ готовится к масштабной реконструкции. А участники движения "Архнадзор" составляют список зданий, расположенных на территории выставки, которым необходимо придать охранный статус. Памятниками архитектуры официально считаются 47 объектов. Но, по мнению экспертов, есть и другие, исторически не менее ценные, которые в ходе реконструкции могут просто исчезнуть.

Чтобы обойти весь Всероссийский выставочный центр, а это 235 гектаров, и целого дня не хватит. По территории курсируют автобусы. Мимо фонтана "Дружба народов" и знаменитой ракеты они довозят до самых окраин ВВЦ. В связи с предстоящей масштабной реконструкцией защитники исторического облика выставки эти места называют зоной риска. Здесь куда ни глянь – ценные объекты, которые, однако, памятниками архитектуры не являются. Из более чем 600 зданий ВВЦ только 47 имеют охранный статус. А, значит, не могут быть перестроены или снесены. Судьба остальных, среди которых и Дом книги, построенный в 1954 году, сейчас в подвешенном состоянии. Формально инвестор может сделать с ними все, что посчитает нужным.

"Замечательный образец сталинской классики. Образ античного храма. Трудно представить, что такое здание до сих пор еще не поставлено на охрану. Смотрите, какие изумительные детали", – показывает Рустам Рахматуллин, координатор движения "Архнадзор".

А здесь когда-то подавали вкуснейший чай и свежие пирожные – это Чайная номер один, более известная как ресторан "Лебедь". Уникальный образец неорусского модерна давно облюбовали граждане без определенного места жительства.

"Состояние, в котором это здание находится сейчас, удручает. Ресторан много лет пустой. Деревянные конструкции представляются прочными, но погибают другие элементы оформления. Мы теряем вот этих удивительных птиц. Мы теряем оконные и дверные обрамления", – сетует Рустам Рахматуллин.

Позицию владельца здания – уже несколько лет оно находится в частной собственности – сотрудники ВВЦ толкуют крайне неожиданно.

"Он влюблен в это здание, и он хочет сохранить все элементы, которые можно сохранить", – объясняет Юлия Богаевская, начальник Архитектурного управления Департамента архитектуры и градостроительного развития ВВЦ.

Единственная возможность сохранить – это присвоить охранный статус, уверены в "Архнадзоре". Участники движения намерены обратиться в Департамент культурного наследия Москвы с рекомендациями о постановке на охрану ряда объектов ВВЦ. Таким образом, им не будет угрожать ни предстоящая реконструкция, ни несчастные случаи.

В августе вспыхнул один из павильонов. Огонь тушили даже при помощи вертолетов, но безуспешно, здание сгорело. И спрашивать теперь уже не с кого. Сегодня о пожаре уже ничто не напоминает. Как и о том, что когда-то здесь был павильон "Ветеринария". Сейчас это что-то вроде склада стройматериалов. Восстанавливать памятник советской архитектуры никто не собирается. Ведь формально памятником это здание никогда не было.

Отсутствие заветного статуса – отсутствие защиты от бульдозеров. Если здание не впишется в концепцию предстоящей реконструкции ВВЦ, которая все еще в стадии рассмотрения, то вряд ли инвестора убедят рассказы об уникальности, скажем, интерьеров. В павильоне Главконсерв, например, сохранились инкрустированные деревом прилавки и витражи в виде консервных банок.

"Каждый объект будет рассматриваться отдельно. Есть ли на него охранные обязательства. Если нет, он будет приспосабливаться к реновации этой территории", – говорит Алексей Микушко, генеральный директор ВВЦ.

Обновленный ВВЦ, как обещают разработчики концепции реконструкции, должен стать крупнейшим в мире выставочным комплексом, с сетью гостиниц, аквапарком и даже международным центром гимнастики. От нынешнего ВВЦ 47 памятников архитектуры останутся точно. Сейчас только об их будущем говорить можно с полной уверенностью.