Остаться в живых

В Центре подготовки космонавтов начались комплексные тренировки на выживание. На этот раз экстрима в ситуацию добавил крещенский мороз. У зимних тренировок на выживание есть свои тонкости. В ход идет все что под рукой: ложементы, парашют, стропы, спасательные костюмы "Форель".

В Центре подготовки космонавтов начались комплексные тренировки на выживание. На этот раз экстрима в ситуацию добавил крещенский мороз. У зимних тренировок на выживание есть свои тонкости. В ход идет все что под рукой: ложементы, парашют, стропы, спасательные костюмы "Форель". Для постройки временного жилища все сгодится. Интернациональный экипаж будущих покорителей космоса – россиянин Иван Вагнер, американец Джереми Хэнсон и японец Норисиге Канаи – с главной задачей – "остаться в живых" справился.

Минус 20. Снег. Лес. Незнакомая местность. Нештатная посадка космического корабля. Космонавтов не было на земле шесть месяцев. Организм истощен и ослаблен. Теперь до прибытия спасателей необходимо выжить.

Это учения, но выживает экипаж по-настоящему. Связь в одностороннем порядке, никакой помощи и вмешательства со стороны. Тяжело в учении, легко в бою, говорят испытатели в условиях зимнего выживания, но при этом добавляют, что для кандидатов в космонавты они создают условия более суровые, чем в реальности. Похоже, в этот раз они сговорились и с погодой. Выживать при минус 20 – задача не из легких. Но у каждого космонавта есть набор теплых вещей. Специальный комбинезон и космические теплые куртки с пришитыми варежками. И смешные шапочки. Это привет из советских далеких времен, но эта шапочка доказала, что способна согревать космические головы и в такие морозы.

"Дров уже натаскали, сейчас сигнальный костер сделаем и убежище, и в принципе все. Не сложно, уже не холодно даже, дрова, единственное, сырые, а так все нормально", – рассказывает об учениях кандидат в отряд космонавтов Иван Вагнер.

По условиям учений – спасателей надо ждать двое суток. Чтобы согреться, необходимо постоянно двигаться и поддерживать огонь. Причем в лагере должно быть два костра: второй – сигнальный.

"Сигнальный костер. Нужно сделать так, чтобы зажечь с одной спички, очень быстро. Вдруг будет лететь вертолет или самолет, нас заметили", – объясняет астронавт НАСА Джереми Хэнсон.

Что такое суровая русская зима руководитель тренировок Александр Герман знает не понаслышке. Сам неоднократно проходил такие испытания. После первой ночевки идет поглядеть на своих подопечных.

Норисиге Канаи мороз переживает тяжело. По первой профессии он врач-подводник. Проходил подготовку в Европейском космическом агентстве. Там выживают в пещере. Но русская зима намного суровее европейских пещер. Спать в зимнем лесу Немо еще не приходилось.

Александр Герман уверен, что несмотря на то, что в истории пилотируемой космонавтики нештатные посадки случались крайне редко, навыки выживания необходимы всем. Кстати, последняя такая посадка случилась менее 10 лет назад.

"Это невозможно, это практически на грани физических сил, но они справятся, если у них все это уже будет отработано и остается в голове. Тогда в экстренной ситуации они смогут побороться за жизнь", – уверен начальник отдела по выживанию в экстремальных условиях Александр Герман.

Иван Вагнер выживает тоже впервые. Но в этом экипаже он самый опытный. Командир. По рации получает приказ выдвигаться навстречу поисковикам. Пеший переход. По новой вводной один из космонавтов травмировал ногу. Теперь его приходится практически тащить на себе.

Они устали морально и физически. За два дня потеряли до пяти килограммов веса на каждого. Но экипаж выполнил главную задачу – выжил, сработался и доказал: в таком составе они способны преодолеть любые трудности.