Митинг на Болотной: от ультралевых до ультраправых


фото Алексей Бабич


фото Алексей Бабич


фото Алексей Бабич


фото Алексей Бабич

О шествии от Якиманки до Болотной его участники условились еще в декабре. Колонн было четыре: общегражданская – беспартийная – либеральная, националистическая и левая. Но все оппозиционеры шли под общим лозунгом: "За честные выборы".

О шествии от Якиманки до Болотной его участники условились еще в декабре. Колонн было четыре: общегражданская – беспартийная – либеральная, националистическая и левая. Но все оппозиционеры шли под общим лозунгом: "За честные выборы".

Уже в 11 утра, за два часа до начала, на Калужской площади появились первые участники шествия – с разными флагами, разными траспарантами, под разными лозунгами, но все были одинаково тепло одеты. Несколько несерьезно подготовились только буддистские монахи, которые били в бубны и молились о мире, чем удивили даже организаторов. Еще удивительнее было то, что на другом конце шествия в динамиках играл вагнеровский "Полет валькирий".

С самого начала в глаза бросалось минимальное количество полицейских. Сотрудники стояли лишь возле рамок, где был организован вход на шествие, и кое-где в переулках и дворах стояли автобусы и грузовики. И омоновцы сегодня обошлись без касок и щитов, а многие были и без дубинок.

Планировалось, что шествие начнется почти от Калужской площади и произойдет это в час. На деле вышло иначе – люди все прибывали, передние ряды с большим транспарантом смещались вперед. Вновь прибывшие думали, что вот уже пошли, и в итоге все пошло не совсем так, как ожидали.

Полиция на это формальное нарушение регламента шествия не реагировала, лишь на стыке улиц Якиманка и Полянка был выставлен кордон. Началось шествие тоже чуть раньше запланированного, потому что людям было просто холодно стоять. Но и тут полиция спокойно пропустила участников на Болотную, где уже стояла сцена.

Несмотря на мороз, настроение у большинства было веселое, особенно у тех, кто шел рядом с телеведущими Михаилом Шацем и Татьяной Лазаревой. Некоторые вообще устроили откровенную клоунаду.

Но к подготовке и проведению митинга организаторы подошли серьезно – поставили и сцену, и усиливающую звуковую аппаратуру, и видеоэкраны. Среди тех, кто слушал выступавших со сцены на площади, особо выделялась фигура кандидата в президенты Михаила Прохорова. Он был и на предыдущем митинге на проспекте Сахарова. Но и тогда, и сегодня Прохорова не было среди ораторов. Бизнесмен пояснил: он пришел сюда как простой гражданин. Впрочем, есть и другая причина. "Не все хотят, чтобы я выступал, – сказал Прохоров. – В оргкомитете и так ситуация непростая."

Вообще оргкомитет предоставил возможность выступить многим. Одной из первых вышла писательница Людмила Улицкая. "Я приветствую здесь будущих президентов, которые стоят в этой толпе, тех, из кого мы будем выбирать, – молодых, образованных честных, не искалеченных системой. Вы стоите здесь и сами про это не знаете, но это скоро-скоро произойдет, потому что сегодня – начало другой – очень хорошей – истории", – подчеркнула Улицкая.

Журналист Леонид Парфенов говорил о будущем телевидении – государственном и общественном. В том, что оно сложится, у тележурналиста – большие сомнения.

"Говорится, что это будет один телеканал – общественное телевидение. А остальные? Государственные? Квазигосударственные? Они что, будут оставаться антиобщественными? В своем нынешнем состоянии? Они дальше будут рассказывать о том, что Путин на один день уходил в отпуск и в этом заключалась вся его предвыборная компания?" – заявил Парфенов.

Григорий Явлинский в своем выступлении, прежде всего, поблагодарил всех, кто его поддерживает, особенно после того как ЦИК снял его с президентской гонки.

"Нас всех хотят отодвинуть от выборов. Ничего из этого не выйдет! Мы защищаем будущее нашей страны. Мы собрались здесь, чтобы увидеть, сколько нас, что мы не одиноки, что рядом стоит плечо друга", – сказал Явлинский.

В целом спектр участников митинга был пестрым – от ультралевых до ультраправых, от разгневанных горожан, до анархистов. А на сцене наряду с либеральными ораторами выступали лидеры неонацистов, организаторы "Русских маршей" и акций "Хватит кормить Кавказ" Владимир Белов и Владимир Тор.

"Мне неуютно, потому что здесь левые и националисты, – сказал пришедший на Болотную площадь Алексей Кудрин, председатель попечительского совета Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара. – Это делает митинг неоднородным. Тем не менее, я поддерживаю всех, что выступает за честные выборы".

Несмотря на мороз в минус 18, на митинг все же пришли тысячи человек. Конечно, им пришлось тепло одеться, чтобы перенести несколько часов на улице при такой погоде. Ту надо отдать должное и сотрудникам полиции, которые все же, несмотря на обещание не пускать, пропускали людей с термосами, предварительно убедившись, что там горячий чай или кофе, а не горячительные напитки.

Болотная была заполнена целиком. По данным полиции, на митинге собрались 34 тысячи человек – это больше, чем в оба прошлых раза. Организаторы же уверяют, что участников было не меньше 100 тысяч.

По данным полиции, были задержаны несколько провокаторов. Неонацисты собирались зажечь в толпе файеры и дымовые шашки. В целом же сторонние наблюдатели остались довольны и организацией шествия и митинга, и тем, как он проходил.

"У меня возникают патриотические чувства. Это ответ пессимистам, которые говорят, что в России все не так", – сказал уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.

Итогом митинга на Болотной стала резолюция, которую зачитал Владимир Рыжков: "Первое – освободить политзаключенных". Другие требования: отмена итогов выборов в Госдуму, отставка Владимира Чурова, регистрация оппозиционных партий, реформа политической системы и проведение досрочных выборов парламента и президента.

Закончил митинг Юрий Шевчук своей песней "Родина". Под песни Шевчука участники начали потихоньку расходиться.

Третий митинг "За честные выборы" – митинг оппозиционный, собравший людей, не довольных властью, – уже по традиции прошел и закончился без происшествий, чем остались довольны все: и организаторы, и участники, и, конечно, полиция. Довольны были все и тем, что митинг не затянулся, потому что минус 18 – все же не шутки.