Смертельные переходы: спасут ли пешеходов светофоры

По данным ГИБДД, более тысячи человек погибли в прошлом году в авариях на пешеходных переходах. Федерация автовладельцев России предлагает принять меры, чтобы сократить эту статистику. Например, убрать нерегулируемые переходы там, где движение в одну сторону осуществляется по двум и более полосам.

По данным ГИБДД, в 2011 году в ДТП погибло более 8,7 тысяч пешеходов по всей стране. Более тысячи из них погибли на пешеходных переходах. В городах на зебре погибает каждый третий пешеход. Федерация автовладельцев России (ФАР) предлагает принять меры, чтобы сократить эту печальную статистику.

Минувшей осенью страшное ДТП произошло в Брянске: там молодая девушка на иномарке сбила мать с ребенком – они пересекали улицу по пешеходному переходу. Женщина получила серьезные травмы, а трехлетняя девочка скончалась. Уличные камеры зафиксировали ДТП, и когда запись попала в Интернет, жители Брянска чуть не устроили над девушкой-водителем самосуд.

Аналогичное ДТП произошло в начале февраля в Иркутске – там иномарка на зебре сбила мать с пятилетним ребенком. Женщина получила незначительные ушибы, а вот девочка оказалась в реанимации. В конце января на Шереметьевской улице в Москве водитель на машине марки Audi сбил на переходе трех человек. Двоих пришлось госпитализировать. А в минувшую субботу на юге столицы Toyota насмерть сбила пожилую женщину на нерегулируемом переходе.

В Федерации автовладельцев России считают, что нерегулируемые пешеходные переходы нужно убрать. По крайней мере, на тех улицах, где действуют две и более полосы движения в каждую сторону. Водитель в крайнем правом ряду может остановиться и пропустить пешехода на зебре, но водитель в левом ряду может не увидеть, что происходит на дороге. Поэтому нерегулируемые переходы могут нести смертельную опасность.

Об этом, в частности, заявил лидер ФАР Сергей Канаев. Как сообщается на официальном сайте организации, все участки с пешеходными переходами стоило бы оснастить светящимися дорожными знаками с обеих сторон проезжей части. Ребристая поверхность на подходах к зебре, соответствующие знаки и разметка – это должно быть везде, считают в ФАР.

Кроме того, по мнению Сергея Канаева, стоило бы увеличить штрафы для пешеходов, нарушающих ПДД. Сейчас за переход улицы в неположенном месте пешеход заплатит 200 рублей – в том случае, конечно, если его поймают с поличным. Если нарушитель находится в нетрезвом состоянии, ему придется заплатить 300-500 рублей. Водителю же, проехавшему на красный свет или не пропустившему пешехода, грозит штраф в размере 1000 рублей. В прошлом году звучали более жесткие предложения: например, водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии, предлагалось пожизненно лишать прав.

В Федерации автовладельцев считают, что наказание должно увеличиваться пропорционально для всех. По мнению Канаева, штрафы для пешеходов стоило бы приравнять к водительским. В числе прочих мер организация предлагает также одевать детей до 12 лет в заметные на дороге светоотражающие жилеты. Ну и, само-собой, вести пропаганду законопослушного поведения на дороге.

Пожалуй, такие меры Федерация автовладельцев предлагает небезосновательно. Зачастую пешеходы сами становятся виновниками ДТП. В ноябре прошлого года ГИБДД провела в Москве специальный рейд, в ходе которого выяснилось: только за один день столичные пешеходы совершают 3 тысячи нарушений. Все это дополняется неразвитой инфраструктурой, а в итоге в опасности оказываются жизни – как пешеходов, так и водителей.

Однако инициатива ФАР по улучшению этой самой инфраструктуры не всем кажется выполнимой. По мнению руководителя правового департамента Российского автомобильного товарищества Сергея Волгина, нельзя просто так ставить везде светофоры только потому, что нужно обеспечить безопасный проход пешеходов.

"Любая инициатива, направленная на улучшение ситуации с безопасностью дорожного движения, конечно, похвальна, – сказал он в интервью радиостанции "Вести ФМ". – Но, к сожалению, вряд ли в полной мере эта инициатива может быть реализована. Конечно, поставить светофорные объекты на всех дорогах – это, на самом деле, довольно дорого и довольно сложно".

По его мнению, сложно просто так сказать, послужат ли такие меры улучшению ситуации на дорогах. В каждом конкретном случае, на каждом проблемном участке дороги нужно провести тщательные исследования, расчеты, привлечь для этого специалистов в области безопасности дорожного движения. И только тогда можно будет сказать, какие меры будут эффективны именно на данном конкретном переходе.

Начало обсуждению мер, направленных на предотвращение ДТП с участем пешеходов, положила ГИБДД. На официальном сайте Госавтоинспекции появилась рубрика "Право пешехода". Там ведомство опубликовало свои предложения и предложило обсудить их. Кроме того, там принимаются предложения от всех желающих. Там же можно ознакомиться с мнениями экспертов по данному вопросу.