Памятники истории в Новосибирске получат дополнительную защиту

Зоны вокруг архитектурных достопримечательностей поставят на кадастровый учет. Это значит, что их границы будут строго определены, и впредь на этих участках нельзя будет безнаказанно строить, например, торговые киоски или возводить рекламные конструкции.

Зоны вокруг архитектурных достопримечательностей поставят на кадастровый учет. Это значит, что их границы будут строго определены, и впредь на этих участках нельзя будет безнаказанно строить, например, торговые киоски или возводить рекламные конструкции.

Купеческие особняки, доходные дома, здания эпохи конструктивизма — в Новосибирске более 200 памятников. Главный враг, который сегодня мешает наслаждаться эстетикой архитектурных решений – рекламные щиты. Если строго следовать закону об охране памятников, то с Красного проспекта в Новосибирске нужно убрать все баннеры.

Александр Кошелев, начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия по Новосибирской области, считает: "Как раз зоны охраны направлены на то, чтобы постараться максимально сохранить сложившийся ландшафт архитектурный, и не допустить действий, которые могли бы привести к разрушению объектов культурного наследия".

Однако, в ближайшее время на войну с рекламой историки не выйдут. То, что уже построено на охраняемых зонах, пока решено не трогать.
Александр Кошелев пояснил: "Если в границах зон охраны были размещены временные сооружения, которые не соответствуют по параметрам, либо рекламные конструкции перед фасадами объектов культурного наследия, они могут находиться до истечения сроков действия договоров аренды, заключенных с предпринимателями мэрией города Новосибирска".

Город-сад планировали построить в Новосибирске в20-х годах прошлого века. Сегодня целые кварталы можно считать ценными архитектурными ансамблями. Иностранные архитекторы приходят в восторг от зданий эпохи конструктивизма. Однако фасады постепенно теряют свой облик: нынешние собственники меняют окна, двери, остекляют балконы.

Игорь Поповский, председатель Союза архитекторов Новосибирска, поделился: "Мы же, например, хорошо понимаем, что на оперном театре мы не будем пластиковые окна вставлять на фасаде, а вот в жилом доме это является достаточно сложным. Поэтому я считаю, что основная проблема на сегодняшний момент – это сохранение стилистического единства жилых домов. И особенно это связано с памятниками эпохи конструктивизма".

Мармеладная архитектура – так называет работу коллег по цеху архитектор и художник Андрей Чернов. Значительных, захватывающих сооружений в начале 21 века пока не построили. Андрей Чернов, художник, архитектор, считает: "Строят вообще не пойми что! Особенно это золото на фасадах! Видимо, застройщику нравится вот это – пряники, мармелад. Мармеладная архитектура. Да и такой нет, она на уровне самодеятельной".

Впрочем, многое из того, что сейчас в списке охраняемых зданий, когда-то казалось вполне обыденным. И в 19 веке купцы строили свои дома, не задумываясь об архитектурной ценности – главное, чтобы не хуже, чем у других. Спустя сто с лишним лет – это памятники ушедшей эпохе и технологиям прошлого. Андрей Чернов предлагает уже сейчас позаботиться о судьбе так нелюбимых ныне хрущевок и панельных девятиэтажек. Андрей Чернов, художник, архитектор: "Они мне больше по душе. Они спокойнее, чище по архитектурному решению. Несмотря на то, что они грязные, чумазые, как дворняжки беспризорные. Если их причесать и одеть в новые материалы, они будут лучше многих зданий, которые сейчас строятся".

Чтобы памятник стал памятником, должно пройти лет сорок, считает архитектор Игорь Поповский. Это сооружение в центре Новосибирска словно вытекает между двух соседних зданий. Необычный внешний облик и современные технологические решения отмечены профессионалами на выставках в России и за рубежом. А вот у новосибирцев отношение к объекту неоднозначное. Игорь Поповский, председатель Союза архитекторов Новосибирска, отметил: "50% это здание ненавидит, 50% это здание боготворит. Но это здание не оставляет равнодушным. И это говорит о некой силе этого объекта. Насколько он выдержит эпоху – это будет через 40 лет понятно".

Пока же новостройки чаще попадают во всевозможные анти-рейтинги и получают не награды, а обидные прозвища. Дом с рогами, дом Бэтмена, — как только не называют эту многоэтажку. Общество, конечно, может ошибиться в оценке, но оценка эта неизбежна.

Говорят, в Англии есть такая поговорка: если нужно разрядить пистолет, разряди его в архитектора. Люди всегда будут критично относиться к этому виду искусства. Неудачную картину можно никому не показывать, плохую музыку – не слушать и не исполнять, а вот здание, даже если оно некрасивое, сносить вряд ли будут – слишком дорого. Однако, у архитекторов есть стимул работать на века. Если дом простоит 100 лет, его шансы попасть в список памятников, возможно, увеличатся.