Советские модницы: "красная бомба" Клара Лучко и другие

В Государственном музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка "Мода за железным занавесом". Историк моды Александр Васильев представляет уникальные вещи из гардероба Любови Орловой, Майи Плисецкой, Клары Лучко, Людмилы Зыкиной, Натальи Фатеевой, Татьяны Шмыги и других звезд советской эпохи.

В "Хлебном доме" Государственного музея-заповедника "Царицыно" открылась уникальная выставка – "Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи". Ее организаторы — департамент культуры города Москвы, ГМЗ " Царицино", Культурный фонд "Национальный музей моды" и историк моды Александр Васильев.

Моды страны, которой больше нет

Все, кто интересуются историей моды, вплоть до 12 июня имеют возможность погрузиться в мир вещей и событий, иллюстрирующих характерные черты периода 1917–1991 годов. На этой уникальной выставке зрители увидят вещи из личного гардероба Майи Плисецкой, Галины Улановой, Ольги Лепешинской, Лидии Смирновой, Клары Лучко, Людмилы Зыкиной, Натальи Фатеевой, Татьяны Шмыги, Людмилы Гурченко и многих других любимых звезд советской эпохи.

Что носили в стране, которой больше нет? И как при тотальном дефиците звезды советской эпохи умудрялись отлично выглядеть и удивлять заграницу? Как шили и кроили в СССР? Об этом лучше всяких слов рассказывают экспонаты выставки. Здесь можно увидеть костюмы, обувь, аксессуары, образцы советской парфюмерии, иллюстрации журналов мод и фотографии минувших лет.

Экспонаты выставки

"Эта коллекция далась мне нелегко, ведь найти платья советской эпохи в хорошем состоянии очень тяжело: советского человека ел квартирный вопрос, люди жили в коммунальных квартирах, не имели места для хранения вещей, поэтому не хранили одежду, а выбрасывали или использовали для бытовых нужд. Хотя в Советском Союзе были и такие, кому ничего не приходилось перекраивать, вы, конечно, понимаете, что я говорю о Любови Петровне Орловой. У нее был самый большой гардероб в СССР. Гордость моей коллекции – это туфли Любовь Петровны, за которыми я охотился двадцать пять лет по всему миру. Привез я их в итоге из Израиля. Это концертные парчовые туфли 1967 года", — рассказывает историк моды Александр Васильев.

"Красная бомба" Клара Лучко

"Клара Степановна Лучко снималась со мной 2004 году в программе "Дуновение века -2" на канале "Культура", которая была посвящена истории советской моды, - вспоминает Александр Васильев. — Это был очень красивый проект, который несомненно украсил эфир канала. Во время наших бесед Клара Степановна рассказывала мне о том, что у нее есть платье, в котором она блистала на Каннском фестивале, о котором писали все европейские СМИ и даже окрестили его "красной бомбой". Это было американское нейлоновое буфчатое платье с металлическими обручами, по фасону немного напоминало new look. Когда я попросил подарить мне это платье в коллекцию, она сначала не хотела: "Я с того времени ничуть не поправилась с тех пор и могу его носить и продолжать быть "красной бомбой".

 Клара Лучко на Каннском кинофестивале в 1960 году

 То самое платье, которое назвали "красной бомбой"

"Дочь актрисы Оксана в то время жила в Канаде и владела бутиком фирменных вещей, поэтому Клара Степановна даже в тяжелые для России перестроечные годы была одета очень хорошо. Скажем так: у нее были вещи от Chanel и Prada — невиданное дело для тех времен, - говорит историк моды. — После смерти актрисы я нашел телефон ее дочери Оксаны и позвонил, поскольку Клара Степановна все-таки обещала мне это платье в коллекцию".

Майя Плисецкая. Дар балерины

Из комментария Александра Васильева: "Все платья Майи Михайловны достались мне от самой балерины. Одно время мы близко с ней общались, поскольку наши дома в Литве находятся недалеко друг от друга. Я безумно счастлив этой дружбе и очень благодарен Майе Михайловне за ее дар — несколько платьев от Pierre Cardin и костюм от Chanel, который ей подарила лично Коко Шанель после того, как однажды Плисецкая показала ее манекенщикам, как нужно правильно ходить по подиуму. Я много раз публиковал фотографии этих нарядов в книгах и выставлял в коллекциях, даже возил в Австралию. На ее платья очень нравится смотреть абсолютно всем, поскольку Майя Михайловна — всемирно известная балерина".

Дом моды Pierre Cardin. Париж. Конец 1980-х. Из гардероба М. М. Плисецкой. Дар балерины.


Волшебные туфельки Любови Орловой

А это — те самые знаменитые туфли Любови Петровны Орловой, за которыми Александр Васильев, по его признанию, гонялся 25 лет. "Я привез их из Израиля, где мне любезно отдала их подруга великой актрисы Этель Ковенская, - говорит историк моды. — К сожалению, после Любови Петровны не осталось ни одного платья — их уничтожила жена Александрова из ревности к памяти о своей предшественнице".

Серебрянные парчовые концертные туфли, 1967 год.

Контрасты Людмилы Гурченко

"Ее любимой темой был контраст цвета ткани рукава и самого изделия, например, жакета, — поясняет Александр Васильев. - А так как она любила пышные рукава, то обычно пришивала их к приталенным силуэтам. Практически все вещи Людмилы Марковны, которые я видел, были собственноручно транформированы ею. Например, была добавлена аппликация, кружевная нашивка или переставлены пуговицы. Это платье конца 1980-х — именно тот редкий случай, когда Гурченко носила вещь в первозданном виде".

Выставка будет открыта до 12 июня 2012 года в "Хлебном доме" ГМЗ "Царицыно". Вход 100 рублей.

Фоторепортаж Вестей.Ru с выставки "Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи”.