Судьба музейщика: 130 лет со дня рождения Федора Мелехина

Исполняется 130 лет со дня рождения Федора Мелехина – основателя Музея изобразительных искусств имени Врубеля. Он собрал ценную коллекцию живописи, которая и легла в основу музея. Федор Мелехин – один из первых в советской России энтузиастов музейного дела.

Исполняется 130 лет со дня рождения Федора Мелехина — основателя Музея изобразительных искусств имени Врубеля. Он собрал ценную коллекцию живописи, которая и легла в основу музея. Федор Мелехин — один из первых в советской России энтузиастов музейного дела.

"Адрес музея — дворец". Такое объявление появилось в омских газетах в начале 1924 года накануне открытия одной из первых в Сибири картинных галерей. Благодаря дипломатическим способностям ее основателя Федора Мелехина, под нужды будущего художественного музея было отдано лучшее здание города на Иртыше – дворец генерал-губернатора.

Одним из первых посетителей нового омского музея стал Николай Рерих, в 1926 году возвращавшийся из своей экспедиции в Гималаи. Среди экспонатов сибирской коллекции художник и ученый обнаружил и собственные работы, переданные из Русского музея. Хранитель фонда графики Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Галина Севастьянова, рассказала: "Одна из них была "Гнездо преблагое". Он оставил деньги для достойного оформления своих работ, написал, как оформить нужно было, и его просьба была выполнена".

Дворцовые интерьеры способствовали тому, что в создающуюся галерею из национализированного музейного фонда были переданы сотни раритетов. Директор Западно-Сибирского краевого музея Федор Мелехин лично выезжал в Москву и Ленинград для отбора и отправки в Омск произведений искусства. Его консультировали Игорь Грабарь и ведущий художественный критик двадцатых годов Абрам Эфрос.

Заместитель директора Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Фарида Буреева отметила: "При возможности отбора произведений он выбирал имена первого порядка. В нашей коллекции появились произведения Репина, Врубеля, Серова, Поленова, Васнецова. Благодаря его деятельности в нашей коллекции оказались огромные разделы частных собраний".

Знаменитой коллекции Юсуповых принадлежал представленный в экспозиции портрет Екатерины II. Произведения, украшавшие интерьеры Романовых, Саксен-Альтенбургских, Рябушинских стали доступны сибирскому зрителю благодаря настойчивости Мелехина. В ряду "очень необходимых" в списке сюжетов и имен, отсылаемых им в Москву для пополнения музейных фондов, значились произведения уроженца Омска Михаила Врубеля. Именно так в собрание музея попал триптих "Цветы" — единственные хранящиеся за Уралом живописные произведения художника.

Омскую коллекцию русского авангарда — полотна Кончаловского, Машкова, Лентулова – тоже инициировал Мелехин. Позже за продвижение левого течения русской живописи он поплатился. Хранитель научного архива музея Ольга Крепкая пояснила: "6 мая 1931 года Мелехин был арестован. Ему вменялись в вину служба у Колчака в чине прапорщика, где он, заведуя просветительским отделом, выпускал плакаты, брошюры, листовки, изображая зверства большевиков, а также то, что штат музея Мелехин подбирал из числа чуждого элемента: дочерей белых генералов и жен белых офицеров".

Лишь спустя десятилетия из архивных документов ФСБ стало известно, что после ареста и тюрьмы он оказался в старинном сибирском городе Тара, где способствовал открытию краевого музея. Позже. получив разрешение на командировку, он уехал с семьей в Москву, и больше фамилия Мелехина нигде не встречается. Не сохранилось ни одной его фотографии, неизвестно также, где и когда завершился его жизненный путь. Но собранные им свыше четырех тысяч шедевров, по-прежнему — гордость крупнейшего в Сибири художественного музея.