На "Фрегате" в космос

Разгонный блок иногда называют "космическим тягачом". Он начинает свой путь, когда третья ступень ракеты завершила работу. Открывается обтекатель, и двигатель "разгонника" доставляет спутник в расчетную точку. Отсюда космический аппарат начнет самостоятельное движение по своей орбите.

Разгонный блок еще называют "космическим тягачом". Он начинает свой путь в тот момент, когда третья ступень ракеты завершает работу. Открывается обтекатель, и двигатель "разгонника" доставляет спутник в расчетную точку. Оттуда космический аппарат начинает самостоятельное движение по своей орбите. Обычно разгонный блок "Фрегат" работает в связке с ракетой "Союз", однако несколько лет назад в НПО имени Лавочкина создали новую модификацию – "разгонник" для ракеты "Зенит". Именно с ним в 2011 году "Фрегат" вывел на орбиту ставший уже знаменитым "Спектр– Радиоастрон".

В ракетной технике слава почти всегда достается ракете и ее ступеням, однако разгонный блок "Фрегат" выполняет, пожалуй, самую ответственную миссию. Космический "тягач" начинает свой путь, когда третья ступень уже завершила работу. Открывается обтекатель, и двигатель "разгонника" доставляет спутник в расчетную точку. Оттуда космический аппарат начнет самостоятельное движение по своей орбите.

"Форма выбрана такой, что она позволяет хорошо закомпановать все компоненты разгонного блока, — рассказывает Владимир Асюшкин, заместитель Генерального конструктора и генерального директора НПО имени Лавочкина. — Потому что оболочки одинаковые, к тому же, они сферические, а сфера имеет, исходя из законов прочности, наименьшую толщину, то есть, наименьшую массу конструкции".

Топливные баки "Фрегата" уникальны и просты. В невесомости само топливо неподвижно и похоже на жидкий пузырь. Чтобы оно опустилось к топливопроводам, надо создать силу тяжести. Топливо выдавливается в камеру сгорания и там воспламеняется, "Фрегат" начинает движение. После этого в дело вступают основные топливные баки.

В НПО имени Лавочкина легендарный "разгонник" собирают в одном цехе вместе с его защитником – головным обтекателем. Во время выведения на орбиту он оберегает "Фрегат" от тепловых нагрузок и скоростного потока воздуха. Пространство внутри головного обтекателя, пожалуй, его главная характеристика. Оно необходимо для того, чтобы нашлось место и космическому аппарату и, конечно, разгонному блоку "Фрегат".

Совсем скоро в головной части обтекателя ракеты-носителя "Зенит" будет находиться аппарат уже знаменитой серии "Спектр", а "Фрегат" займет свое почетное место. Этот разгонный блок и головной обтекатель — из разных космических проектов. "Фрегат" в скором будущем выведет на орбиту европейскую метеорологическую станцию "Метоб-2", а обтекателю достанется не менее важная миссия – сберечь в целости и сохранности космическую обсерваторию будущего "Спектр – Ультрафиолет".

Обычно "Фрегат" работает в связке с ракетой "Союз", однако несколько лет назад в НПО имени Лавочкина создали новую модификацию – "разгонник" для ракеты среднего класса повышенной грузоподъемности "Зенит". Именно с ней в 2011 году "Фрегат" вывел на орбиту уже знаменитый "Спектр–Радиоастрон".

"Орбита захоронения". Она выше геостационарной орбиты спутников на 200-300 километров. Именно там медленно остывают железные корабли невесомости – космические "Фрегаты". Спутники — на своих орбитах, а миссия разгонных блоков завершена. "Тепловой баланс его становится отрицательным, — рассказал Владимир Асюшкин. — Он фактически замерзает, превращается в ледышку и никакой опасности взрыва не представляет".

На самом деле сегодня таких "замерзших" космических тягачей — семь. Остальные 23 "Фрегата" успешно сведены с орбиты и затоплены в океанах.