Как привлечь инвестиции в стартап: реальные советы начинающим

В 2011 году в США общий объем инвестиций в стартапы, то есть бизнес-проекты с нуля, превысил 20 миллиардов долларов. В России цифры пока скромнее. Однако каждый год объем вложений в различные стартап-проекты растет как у государственных компаний, так и у частных фирм.

В 2011 году в США общий объем инвестиций в стартапы, то есть бизнес-проекты с нуля, превысил 20 миллиардов долларов. В России цифры пока скромнее. Однако каждый год объем вложений в различные стартап-проекты растет как у государственных компаний, так и у частных фирм. Например, корпорация Microsoft уже в этом году начнет выдавать начинающим IT-компаниям микрогранты объемом до 10 тысяч долларов.

Работать с 9 утра до 6 вечера, проводить жизнь в офисе, получать фиксированную зарплату. Для большинства это залог стабильной жизни. Однако для некоторых такой вариант непривлекателен. Многие молодые люди, особенно из студенческой среды, готовы начать собственное дело. Однако после того, как начинающий предприниматель определяется с бизнес идеей, возникает главный вопрос: как ее реализовать?

Начать можно с поиска в интернете. Множество сайтов описывают варианты успешных стартапов, а также предлагают помощь в подготовке бизнес-плана. Правда, не бесплатно. Гораздо экономнее сделать это самому.

"Лучше зайти на специализированные сайты инвестиционных компаний, где существует отдельная страница для стартаперов, и даже приведены образцы тех самых бизнес-планов. Я бы не рекомендовала перекладывать ответственность за написание бизнес-плана каким-то посторонним лицам в связи с тем, что непосредственно тому человеку, который этот бизнес-план готовит, ему же и защищать его перед инвесторами", — говорит Дарья Гордеева, генеральный продюсер Leaf Label.

Еще один способ — посетить бизнес-тренинг. На курсах дадут пошаговую инструкцию: как сделать собственный сайт и привлечь первых клиентов.

"Заходите в Яндекс, там есть функция Яндекс Директ. Создаем там визитку. Эта функция бесплатная. И на всех четырех досках объявлений размещаем свои объявления. Проплачиваем платные объявления — они показываются чаще, их больше видят — и на следующий день начинаем принимать звонки", — рассказывает Петр Осипов, cооснователь проекта "Бизнес-молодость".

"Люди думают, что им нужны мегакапиталы, чтобы начать. Это ошибка. Им не нужны миллионные гранты. Но я бы заложил, чтобы начать с 10-15 тысяч долларов", — говорит Петр Осипов.

Чтобы создать сайт-визитку, придется потратить от 5 тысяч рублей. Но эти деньги могут окупиться уже через месяц. А еще через месяц возможно получить до пяти раз больше первоначальных вложений.

"Дело вообще не в деньгах. Когда мы создавали Angry Birds, мы были ограничены в средствах. Главное — это идея проекта и правильная команда. Плюс талант. Деньги сами придут, если вы делаете стоящее дело. Если думать только о прибыли, ничего не получится", — утверждает Питер Вестербакка, со-основатель Angry Birds.

В России сейчас всплеск бизнес-активности среди молодых людей. В основном начать собственное дело решаются те, кому от 20-25 лет. Превалируют мужчины. Примерное соотношение к женщинам — 70% к 30%. Среди самых распространенных бизнес-предприятий — это продажа товаров массового потребления через интернет. Например, одежды из Кореи и Китая, стройматериалов или продуктов питания. Начинают с розничных продаж, затем переходят на сбыт оптом. Как первый бизнес шаг популярен и hand-made — что-то сделанное вручную. Варианты могут быть разные: от украшений и поделок до обуви на заказ.

Кроме того, традиционно большая доля стартапов приходится на IT-сектор. Именно в интернет-проекты активнее всего вкладывают как отечественные, так и зарубежные инвесторы.

"Когда меня спрашивают, что можно посоветовать молодым людям, которых интересуют высокие технологии и программное обеспечение, чем они могут заняться в жизни, я отвечаю: следите за всеми IT-новинками, новыми приложениями, сервисами поисковых систем. Анализируйте тенденции в этом секторе. Именно такой бы совет я бы дал собственным детям", — говорит Стивен Возняк, соучредитель Apple.

"Россия — это один из немногих рынков, где интернет, эко-система интернета очень локализована. У нас собственные лидирующие игроки в поиске, лидирующие игроки в социальных сетях, в почте, многих сервисах. Мы сейчас видим гораздо больше денег, чем в предыдущие несколько лет. Денег на рынке сейчас много. Очень большая доля на рынке интернета — это наши, российские деньги", — рассуждает Аркадий Волож, генеральный директор "Яндекса".

В США в стартапы вкладывают частные инвесторы, так называемые бизнес-ангелы, а также венчурные фонды. Кстати, эти организации ежегодно приносят американской казне доход, равный 21% ВВП, а также обеспечивают до 11% рабочих мест в частном секторе. В среднем за год такие фонды инвестируют в новые проекты по 20 миллиардов долларов.

В России цифры намного скромнее. В первом полугодии 2011 частные венчурные компании потратили на стартапы 80 миллионов долларов. Однако воплощению в жизнь новых бизнес-идей активно способствует государство. Одним из институтов, который должен дать толчок российскому венчурному бизнесу, является РВК (Российская венчурная компания) с капиталом в один миллиард долларов. В Москве за поддержку стартапов отвечает департамент науки, промышленной политики и предпринимательства.

"Мы предлагаем комплексную поддержку. Это и гранты для начинающих предпринимателей, которые в 2012 году вырастут до одного миллиона рублей, с 500 тысяч, которые действуют в этом году. Также это программы обучения, это программы льготного кредитования, программы наставничества. Также мы создаем фонд финансовой поддержки малого бизнеса, с помощью которого можно будет получить льготные кредиты по фиксированной ставке не выше 12%", — рассказал Михаил Герасимов, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

Возможность открыть свой бизнес есть у каждого. Достаточно желания и доступа в сеть. По мнению большинства предпринимателей, чьи стартапы оказались успешными, важно правильно распорядиться первой прибылью, а именно вложить ее в дальнейшее развитие проекта. И самое главное — верить в успех.