Иудеи отметили Пурим

В Израиле с большим размахом отметили Пурим. Его празднуют в память о спасении евреев во время правления персидского царя Артаксеркса. Это самый веселый день иудейского календаря. В праздник принято пить вино и угощать друг друга сладостями, а также помогать деньгами нуждающимся.

В Израиле с большим размахом отметили Пурим. Его празднуют в память о спасении евреев во время правления персидского царя Артаксеркса. Это самый веселый день иудейского календаря. В праздник принято пить вино и угощать друг друга сладостями, а также помогать деньгами нуждающимся.

Наверное, в рейтинге карнавалов Пурим является самым древним. Однако праздник актуален и по сей день, так как не отдает холодом Средневековья, как февральские шествия в Венеции, и не искрит зашкаливающей сексуальностью, как бразильские предпасхальные сатурналии. Он — народный и семейный, как большинство еврейских праздников. И суть гуляний, смысл веселья в традиционном еврейском счастье. Их хотели уничтожить, да погибли сами, задумывали зло, да им же и подавились. И опять этот народ прошел над бездной, но спасся. Но как тут не уверовать в промысле творца?

Этот веселый балаган совсем не похож на наши чинные церковные праздники. Дело происходит в синагоге, в праздновании используются трещотки и дудки. Что же отмечают взрослые и дети в этот праздник — Пурим? Дворцовую интригу 23-вековой давности. Да мало ли было за эти 23 века дворцов и интриг? Дело в другом — собирательном, нарицательном имени. В имени Оман, в том, кто хотел уничтожить народ, да сам погиб. А у еврейского народа таких "оманов" хватало. Стоит вспомнить только последних — Гитлера да Сталина.

На сцене синагоги разыгрывается Пуримшпиль. Персидский тиран Артоксеркс, его злой визирь Оман, затеявший еврейский погром во всех 127 провинциях восточной империи. Юная царица, еврейка Эстер и мудрый дядя ее, Мордехай, переиграли Омана в кровавой борьбе за милость всевластного самодура.

Леви Ишай, раввин: "Был тайный указ вооружить чернь и ждать особого дня, чтобы истребить евреев во всей древней Персии. Но Эстер попросила царя издать другой эдикт, позволявший евреям защищаться с оружием в руках. Этого хватило, чтобы погромщики потеряли свой боевой запал".

Это когда-то в дни Пурима народ Израиля наряжался все в Мордехаев да Эстер, теперь же в чести иные маски. Школьный учитель может оказаться, кто бы мог подумать, Альбертом Эйнштейном. Старшеклассники — все сплошь узники "Алькатраса", армии чертей да вампиров, да иной веселой нежити. Человек-часы, человек-аквариум, девочка-барби. Все меньше Джеков Воробьев и Гарри Поттеров — их время уходит безвозвратно, зато появляются герои из планшетников и прочих гаджетов. Что читаем, что смотрим, во что играем, то и примеряем на себя.

"Народ без карнавала угрюм и ожесточен. Необходимо выплеснуть эмоции, превратить страх в веселье, раздражение в буффонаду — вот сакральный смысл этого маскарада. Это наш ответ новым "оманам". Тем, что опять грозят нам истреблением", — пояснил хазан реформистской синагоги Фреди Пеер.

Из школы синагог веселая толпа выливается на улицы городов. Самый ходовой товар в магазинах — карнавальные костюмы. В эти дни человек в цивильном костюме выглядит среди пестрых монстров неуместным и смешным. Все ждут вечера, когда по неукоснительно соблюдаемой традиции надо напиться так, чтобы не отличить Омана от Мордехая. Ибо всех поглотила река времени, а народ остался, пережив своих убийц, и не разучился смеяться. Что само по себе чудо.