ФАС проверит, почему растут цены на авиабилеты

Растущими ценами на авиабилеты заинтересовалась ФАС. Причиной стали многочисленные жалобы на необоснованно высокую стоимость билетов и на тарифы, которые различаются между собой в несколько раз. Однако эксперты высказываются против вмешательства государства в тарифную политику авиаперевозчиков.

Растущими ценами на авиабилеты заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Причиной стали многочисленные жалобы пассажиров. Речь идет, прежде всего, о необоснованно высокой стоимости перевозок и продаже билетов по тарифам, которые различаются между собой в несколько раз. И это при том, что отличий в обслуживании на борту практически нет.

Кроме того, пассажиров не устраивает непрозрачность применения дополнительных сборов, условия и порядок возврата билетов. Более того: несмотря на то, что зачастую самолеты летают полупустыми, авиакомпании тарифы не снижают. Однако ряд экспертов полагает, что государству не стоит вмешиваться в тарифную политику авиаперевозчиков.

По их словам, незначительное снижение цены не приведет к росту перевозок, но подорвет экономику. Две недели назад на онлайн-конференции "Пассажирские авиаперевозки: передел рынка продолжается" специалисты также обсуждали эту проблему. И пришли к неутешительному выводу: стоимость авиабилетов в России будет расти.

Они объясняют это тем, что в России стоимость авиабилетов складывается по несколько иной схеме, чем в большинстве развитых стран. "Прежде всего, необходимо понимать, что в стоимость авиабилета отечественных авиакомпаний, в отличие от зарубежных, включен НДС. Второй важный фактор, который влияет на стоимость авиабилета, — это здоровая рыночная конкуренция по направлениям. За рубежом она несравнимо выше", — говорит основатель сервиса OneTwoTrip.com Петр Кутис.

Также эксперт напоминает, что авиационное топливо у нас стоит дороже. При этом, по словам Кутиса, большинство российских аэропортов не приспособлено для приема современных самолетов.

Рост стоимости авиабилетов — вынужденная и необходимая мера, направленная на покрытие основных издержек авиакомпаний, оправдываются эксперты. "Рентабельность авиаперевозок, по моим данным, составляет 3-5%, — говорит генеральный директор онлайн-агентства Aviacassa.ru Максим Побережник. — Причина низкой рентабельности — высокая стоимость топлива, низкая конкуренция в хэндлинге аэропортов, высокие таможенные пошлины на самолеты. И рынок неразвитый — в силу, опять же, высокой стоимости перелета".

Однако, возможно, высокая стоимость топлива также может представлять интерес для ФАС. Так, например, в начале марта Ростовское УФАС России сообщило о том, что в судах трех инстанций был доказан сговор на рынке авиатоплива.

Возникает вопрос и о том, на кого ложатся расходы по оплате пустых кресел, если самолет летит полупустым (как это нередко бывает). Почему пассажиры должны за это платить? На этот вопрос в эфире радио "Вести ФМ" ответил главный редактор сайта "Авиа.ру" Роман Гусаров.

Он не согласился с тезисом, что авиакомпаниям выгодно гонять самолеты полупустыми. "Дело в том, что у каждого рейса есть экономика. Самолет все равно летит, тратит керосин и все равно платят зарплату экипажу. Я думаю, что здесь у авиакомпании только одна заинтересованность – продать как можно больше билетов, чтобы (по возможности) окупить рейс. Вообще если самолет не заполняется на 70-80%, то этот рейс не окупается. Поэтому авиакомпании заинтересованы в продаже авиабилетов", — сказал эксперт.

Впрочем, в последнее время стало очевидно, что авиакомпаниям выгодно не только продавать авиабилеты. Практически без предупреждения недавно некоторые авиакомпании подняли штрафы за отказ от полета в полтора раза. Объясняют это авиаперевозчики возросшими издержками.

О новых штрафах Ассоциации туроператоров России (АТОР) сообщили менеджеры турфирм, для которых это стало большой неожиданностью. Так, например, теперь за возврат билета "Аэрофлота" по внутреннему маршруту надо будет теперь заплатить штраф до 1400 рублей, а на международных маршрутах при отказе от билета пассажир потеряет 35 евро.

Для сравнения: билет по маршруту Москва-Вена-Москва или Москва-Берлин-Москва на низкобюджетные рейсы некоторых европейских авиакомпаний в период распродаж можно купить за 90-100 евро. Нетрудно подсчитать, что стоимость перелета в один конец в этом случае будет лишь на 10-15 евро превышать сумму, которую пассажир российской авиакомпании должен заплатить, если решит сдать билет. Такая простая арифметика, разумеется, – не в пользу российских авиакомпаний.

Вопросы, связанные с тарифной политикой и системами продаж авиабилетов, планируется обсудить на одном из заседаний экспертного совета ФАС по развитию конкуренции на воздушном транспорте. К этой работе также подключатся представители антимонопольных органов стран СНГ, а в перспективе, возможно, и некоторых государств Евросоюза, сообщает сегодня "Российская газета".