Оппозиционный борец за стабильность. Реплика Александра Привалова

Алексей Кудрин сообщил публике о своём новом начинании – создать фонд для продвижения экономических реформ. С какими идеями бывший министр финансов намерен оппонировать новому правительству, и будут ли эти идеи этому новому правительству чужды, рассуждает обозреватель Александр Привалов.

Бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин сообщил публике о своём новом начинании: "Собираюсь создать фонд. Буду предлагать законы, которые нужно обязательно принять, а так же буду поддерживать рациональные инициативы". По поводу этого краткого сообщения возможна масса вопросов, но зато открывается простор для самых разных трактовок, что в смысле пиара весьма хорошо.

А пиариться экс-министру нужно. Ведь он стал едва ли не единственным за последние годы отставником из правительства, кто не получил взамен министерского кресла ничего – ни высокого поста в какой-либо крупной гос- или квазигосструктуре, ни даже экспертного института. Кудрина, помнится, утешали тем, что такая премия всегда означала безоговорочный уход из большой политики, так что без неё в некотором смысле даже и лучше.

Алексей Леонидович, вероятно, поверил; но его торопливая попытка перейти на роль публичного политика тоже как-то не очень удалась. Напомним, появившись на митинге протеста на проспекте Сахарова, он предложил митингующим себя в качестве посредника для разговора с властью. Но посредническая миссия не состоялась – по отсутствию интереса к ней с обеих сторон. И вот теперь новая идея – фонд.

"Ведомости" сообщают об этой идее статьёй с заголовком "Оппонент власти" и таким подзаголовком: "Алексей Кудрин продолжит оппонировать Дмитрию Медведеву, когда тот станет премьером. Экс-министр финансов создает фонд, который будет продвигать экономические реформы". Что ж, наверно, можно сказать и так. Но тогда нам стоит поразмышлять на две темы: с какими идеями г-н Кудрин намерен оппонировать новому правительству, и будут ли эти идеи этому новому правительству чужды.

С какими идеями, ясно. Г-н Кудрин всегда выступал ровно с одной идеей, идеей макроэкономической стабилизации. Его высказывания на иные темы сводились к благомысленным банальностям типа "дважды два четыре" и "воскресенье – праздник", но их, к чести г-на Кудрина будь сказано, и было-то немного. Но беда заключается в том, что с идеей макроэкономической стабилизации выступать сейчас крайне несподручно. Не знаю, как там сложится в грядущих веках, но здесь и сейчас эта идея серьёзно скомпрометирована – с живейшим участием обсуждаемого экс-министра. Ведь и сам Кудрин, и его единомышленники: Греф, Игнатьев, Улюкаев, Мау, Ясин и десятки других, менее заметных – годами убеждали нас, что без сравнения главное злосчастье российской экономики – это высокая инфляция. Что, как только нам удастся серьёзно сбить градус инфляции, кредиты сами собой подешевеют, бизнес выстроится за ними в радостную очередь и быстренько совершит инвестиционное чудо.

Так вот, именно сейчас все видят: обещанное чудо не состоялось. Инфляция сбита до рекордно низких уровней: в феврале она составляла в годовом исчислении всего 3 процента. По этому параметру Россия смотрится лучше всех в БРИКС и вышла на уровень "второго эшелона" ЕС – Латвии, Литвы, Чехии и Польши. В то же время ставки по кредитам в разы превышают инфляцию и, хуже того, последние полгода медленно растут. Так, конечные ставки по кредитам среднему и малому бизнесу в Екатеринбурге составляют сейчас 11–17%, в Новосибирске – 16–19%, в Ростове-на-Дону и Краснодаре – 14–24%. Реальные процентные ставки выше 10, а то и 20% годовых, причём не в разгар кризиса, а в "мирное время", – это чисто российское изобретение.

В еврозоне реальная ставка для небольших заемщиков колеблется от 1,5 до 2% годовых, в кризисные периоды ненадолго взлетая до 4%. Вот такую макроэкономическую стабилизацию Кудрин с единомышленниками нам ковали, ковали – и выковали. В короткой реплике не расскажешь об уникальных особенностях денежной и бюджетной политики а-ля Кудрин, но её парадоксальный результат слишком очевиден. Колоссальными усилиями и жертвами инфляция задавлена, а счастья нет – и не предвидится.

А теперь второй наш вопрос: а будут ли эти кудринские идеи чужды будущему правительству? Этого, понятное дело, никто пока не знает. Но и нынешний кабинет худо-бедно уже полгода работает без Кудрина, с новым министром финансов. Многое ли в обсуждаемом смысле изменилось? Да ничего. Уже и при новом министре финансов в бюджете на первый квартал заморожено (не доведено до главных распорядителей бюджетных средств) 200 миллиардов рублей – так, на всякий случай, "пока не минует угроза второй волны кризиса". Казалось бы, элементарная контрциклическая логика подсказывает впрыскивать дополнительные деньги в хозяйство именно в кризис – так поступают и ФРС, и Европейский ЦБ, да просто все. Но у наших регуляторов, увы, другие приоритеты. Так что вполне вероятно, что и при новом правительстве лоббирование кудринских любимых идей будет не оппонированием, а одобрямсом.