Москва митинговая: мэрия считает убытки


фото ИТАР-ТАСС

В средствах массовой информации активно обсуждалась информация о том, что власти Москвы собираются внести изменения в Закон о митингах. Причиной подобных разговоров послужила записка Сергею Собянину, подготовленная вице-мэром Бирюковым — в столичном правительстве он курирует сферу ЖКХ.

В средствах массовой информации активно обсуждалась информация о том, что власти Москвы собираются внести изменения в Закон о митингах. Причиной подобных разговоров послужила записка Сергею Собянину, подготовленная вице-мэром Бирюковым — в столичном правительстве он курирует сферу ЖКХ. Из документа якобы следует, что митинги серьёзно осложнили жизнь москвичей и работу коммунальных служб, а также нанесли большой ущерб городскому бюджету. За комментарием журналисты обратились к другому заместителю мэра Александру Горбенко. Так будет ли изменён закон о митингах?

Докладная записка московскому мэру от заммэра по ЖКХ, в которой говорилось о прошедших в столице митингах, не была предназначена для публикаций. Но именно это и произошло — затраты города на безопасность, гигиену и здравоохранение в период акций растиражировали почти все издания. При этом нередко добавлялось: дескать, источник в мэрии поведал — в столичном правительстве нарастает желание внести поправки к существующему закону о массовых мероприятиях, сокращенно: ФЗ-54. И первая реакция от лидеров оппозиционных движений не заставила себя ждать.

"Я считаю, что разговоры в московской мэрии об ограничении митингов — или глупость, или провокация, — заявляет Владимир Рыжков, сопредседатель Партии народной свободы (ПАРНАС). — Я хочу обратить внимание, что по сравнению с Грецией, с Афинами, по сравнению даже с Берлином и Лондоном, где крушили, жгли и переворачивали машины, закидывали "коктейлями Молотова" полицию, — в Москве 3 месяца проходят акции массового протеста, сотни тысяч людей — ни одного инцидента, ни одной драки, ни одного даже сломанного кустика".

Сегодня в мэрии уточнили: в самом докладе Петра Бирюкова Сергею Собянину о политике нет ни слова: одни лишь суммы дополнительных расходов города и перечень возникавших проблем, связанных с уборкой, перерасходом топлива и оплатой сверхурочных работникам оперативных служб. Документ не попирал права граждан.

"Проблема состоит не в том: проводить или не проводить, а проблема в том — как проводить таким образом, чтобы не мешать другим людям, чтобы как можно меньше беспокоить граждан, не вовлеченных в эти мероприятия, — поясняет Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ. — А главное, чтобы эти митинги были мирными. Вот и все. Разговоры о расходах меня не убеждают, потому что любая демократическая процедура требует расходов".

Бумага с перечнем расходов города во время митингов, сказали в мэрии, не была и не будет основанием для внесения поправок в закон "О митингах".

"Если вы внимательно прочитаете бумагу Бирюкова, там без предвзятостей описаны все массовые мероприятия, в том числе и проблемы в связи с пропутинским митингом 4-го марта. Службы ЖКХ же у нас не разбираются: где "правые", где "левые", — говорит заместитель мэра Москвы по СМИ, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Александр Горбенко.

В московском правительстве не исключают, что волну негодования, возможно, подняли сами москвичи, которым любой из митингов мог как-нибудь помешать. И конечно, в работу каждой городской службы так или иначе были внесены изменения на время уличных акций.

"В связи с этими митингами у нас увеличилось время по выполнению работ по аварийным заявкам. А эти заявки включали в себя и такие заявки, как утечка газа в наружных сетях и домах москвичей. И вместо 40 минут нашего нормативного времени мы потратили на выполнение этих работ до часа на каждую заявку", — рассказали в Мосгазе.

Средняя скорость приезда бригады "скорой помощи" по городу увеличилась на 2-3 минуты. Плюс к этому "скорая" на каждую акцию выделяла несколько дежурных бригад.

"Вот смотрите сами: 6 бригад стоит, 10 в резерве и всего 2 – обращения. Т.е. очень нерациональное использование. А по-другому поступить мы не можем, потому что массовое мероприятие, и последствия могут быть негативными самые различные", — поясняет Николай Плавунов, первый замруководителя департамента здравоохранения Москвы.

Но большая часть недовольных оказалась среди тех, кто не мог в дни митингов проехать или пройти через центр. Поэтому и связали доклад о городских расходах с желанием выделить под уличные и площадные акции определенное место. К примеру, Тушинское поле или Лужники. Действительно, это уже не раз предлагалось. Правда, о законодательных изменениях официально пока речи не было.

"Нам без уличной активности не построить гражданское, сформировавшееся, устойчивое, демократическое общество. Поэтому активность граждан нужна всем — и гражданам, и властям, и всем вместе взятым", — уверяет Александр Горбенко.

Предполагаемые выделенные места уже сравнивают с лондонским Гайд-парком. Но это все же не совсем корректно. Пока в столице специального сквера для массовых выступлений не найдено. А значит, заявки на места проведения митингов по-прежнему носят уведомительный характер.