Усеченный трудовой стаж. Реплика Максима Соколова

Бывший министр финансов Кудрин и руководитель экономической экспертной группы при правительстве РФ Гурвич опубликовали в "Вопросах экономики" статью о необходимых пенсионных преобразованиях. Этой же проблемы касается улучшенное и дополненное издание "Стратегии — 2020", представляемое на этой неделе.

На этой неделе бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин, который, несмотря на свою отставку полгода назад, не утратил или делает вид, что не утратил своего влияния, и руководитель экономической экспертной группы при правительстве РФ Гурвич опубликовали обширную статью в журнале "Вопросы экономики", посвященную перспективам пенсионного обеспечения в нашей стране. Перспективы нарисованы довольно нерадостные, и авторы подчеркивают, что без кардинальных мер, в том числе и малопопулярных, пенсионную систему могут ожидать очень большие трудности.

Этой же проблемы касается улучшенное и дополненное издание "Стратегии — 2020", также представляемое на этой неделе. По идее исправленная стратегия должна послужить путеводной звездой для нового кабинета министров, который должен быть сформирован в мае.

В обеих пенсионных записках есть давно уже проговариваемые идеи о повышении возраста выхода на пенсию и о введении большей свободы при выборе индивидуально пенсионной модели. Можно выйти на пенсию в таком-то возрасте и на таких-то условиях, а можно в другом возрасте и на других условиях. Человек сам подсчитает, взвесит "за" и "против" и примет решение. Вероятно, предполагается, что граждане уже достаточно созрели, чтобы самостоятельно решать сложные вариационные задачи насчет того, как им доживать оставшиеся годы. Причем даже такие задачи, которые содержат такой ключевой и при этом неизвестный параметр, как "Сколько мне жить осталось?". В подавляющем большинстве случаев человек этого не знает, но это не помешает ему разумно выбрать вариант дожития.

Более новым – для широкой публики, во всяком случае – является предложение существенно повысить необходимый для начисления трудовой (т. е. не самой базовой, не самой минимальной) пенсии трудовой стаж. Стратеги-2020 предлагают поднять его с нынешних 5 до 15-20 лет. Гурвич и Кудрин говорят о более решительных мерах, таких, как повышение минимального стажа до 30 лет. Опять же со ссылкой на мировой опыт: "В настоящее время он составляет 5 лет по сравнению с типичным для стран ОЭСР требованием 25 — 30 лет трудового стажа для получения полной пенсии по возрасту".

Ссылка на опыт самых благополучных стран мира была бы, наверное, более убедительной, когда бы в этих странах – в Канаде, например, или в Австрии – в последние четверть века происходили события, аналогичные имевшим место в СССР. Т. е. произошел бы распад страны на несколько государств, кардинально изменилась бы вся социально-экономическая система, произошло бы умирание огромного количества производств и существовавших во времена СССР предприятий и учреждений, все это сопровождалось бы административной неразберихой, но с фиксацией и подтверждением трудового стажа ни у кого не было бы никаких проблем.

При этом мы даже не говорим о тех, кто сознательно проникся духом перемен, пошел в предприниматели или пошел на вольные хлеба работать на разовых контрактах, не заботясь о фиксации своего трудового пути. Если тут со стажем будут неувязки, что делать – ты же сам говорил: "Я выбрал свободу". Вот она и свобода от пенсии.

Но ведь со стажем могут возникать проблемы и у того, кто сознательно никакую экономическую свободу не выбирал, а она сама к нему пришла. Немалое количество людей – бывших рабочих, инженеров, научных работников, госслужащих – пошло в 90-е годы в челноки, в торговцы вразнос, в нелегальные ремонтные и строительные бригады и. т. д. не столько от любви к экономической свободе, сколько от того, что легальной, под трудовую книжку работы не стало, а кушать хотелось по-прежнему каждый день. За то, что тогда они выживали, как умели, теперь они будут наказаны. Точно так же, как будут наказаны те, кто когда-то жил за пределами РСФСР в других союзных республиках. Пусть попробуют подтвердить трудовой стаж, начавшийся в 1983 года в Грузинской или Киргизской ССР.

Такого рода меры можно сравнить скорее с конфискационной денежной реформой, цель которой очевидна -- государство спасает денежную систему, убирая лишние денежные знаки самым грубым и топорным способом. Может быть, и аналогичное топорное спасение пенсионной системы путем отсечения от трудовой пенсии всех, кого технически можно отсечь. Да, при крайней необходимости и такое бывает, но конфискационную денежную реформу не обсуждают в открытой печати. Увеличение минимального стажа в шесть раз обсуждать в открытой печати тоже не стоит.