Удар "Молота"

На сцене Камерного зала филармонии — кромешная тьма. Под удары шаманского бубна на экране загораются звезды, мелькают галактики, в вихре белых точек рождается Вселенная. Вот такой он — музыкальный артхаус. Автор композиции "Аркаим", лауреат Всероссийских конкурсов композиторов имени Шнитке и Шостаковича Николай Попов, любит повторять: "Музыка — отражение космоса на Земле". По его словам, в это верили и древние строители Аркаима — легендарного городища на склонах Уральских гор. "Космической" музыкой Попова уже заинтересовались в Милане — автора пригласили на фестиваль современного искусства.

"По археологическим данным, это городище датируется где-то третьим-пятым тысячелетием до нашей эры. Считается, что там жили прародители ариев. И, собственно, вот кольцевую систему, круг, расположенность по звездам всех векторов, которые были раскопаны, я и хотел отразить в этой музыке", — рассказал автор.

Этот концерт – как удар по классике. Удар "Молота" – так сокращенно называется Молодежное отделение Союза композиторов России. Альянс объединяет сотни сочинителей и музыковедов в возрасте до 40 лет из всех регионов России. Созданный три года назад, он впервые громко заявил о себе – открыл Первый Международный Молот-фестиваль. В планах – 17 концертов в 10 городах.

Основатель "Молота" Ярослав Судзиловский — виолончелист и, пожалуй, самый успешный молодой российский композитор. Он автор музыки к спектаклям Романа Виктюка, его сочинения звучали в Большом зале Консерватории, лондонском Альберт-холле и венском "Музикферайн". Они всегда авангардные — вроде "Спорных фантазий воробьихи Чаклен". Дирижируют вилкой, играют – ложками.

Как признаются участники "Молота", мало кто из молодых авторов может прокормиться сочинением музыки. С дипломом композитора они вынуждены писать аранжировки для музыкальных групп, работать ди-джеями, звукорежиссерами или преподавать. Так, автор секстета "Скерцо" Сергей Чечетко — концертмейстер в театре "Геликон-опера". "Я регулярно, правда, скорее, для себя, провожу творческие вечера. В "Геликон-опере", в "Доме актера" покойная Маргарита Эскина проводила, в Париже выступал, в Йошкар-Оле. Показываю новые свои сочинения, и мне интересна реакция публики", — рассказал молодой композитор.

Председатель Молодежного отделения Союза композиторов России Ярослав Судзиловский отметил: "Мы с этого года выделяем ежегодные стипендии Молодежного объединения Союза композиторов Российской Федерации и осуществляем заказ и закупку сочинений. Поэтому эти два материальных стимула помощи молодым композиторам мы с этого года сможем осуществлять".

Как говорят в филармонии, сочинения современных авторов публика пока не готова слушать, на этот концерто было продано всего с десяток билетов, а остальные места заняли друзья композиторов. Еще одна проблема состоит в том, что многие музыканты отказываются играть опусы вроде диалога клавесина с электроникой. В громогласном сочинении Александра Хубеева "Лес венских сказок" мало кто разобрал мотивы из вальсов Штрауса, а несколько пожилых зрителей даже воскликнули: "Пожалели бы клавесин! На нем еще Баха играть!"

Теперь же члены Союза могут спокойно идти и не на такие эксперименты: "Молот" создал собственный музыкальный ансамбль с символичным названием "Карт-бланш". Его участники – такие же молодые музыканты – подписались исполнять абсолютно любые фантазии современных авторов.

Сегодня