Ново-Иерусалимский монастырь в тени многоэтажек

Генеральная прокуратура России выясняет, почему началась многоэтажная застройка в охранной зоне Ново-Иерусалимского монастыря, что в Истринском районе. По закону, на прилегающей территории нельзя возводить здания выше 12 метров, а местная администрация разрешила там строительство высотных домов.

Генеральная прокуратура России выясняет, почему началась многоэтажная застройка в охранной зоне Ново-Иерусалимского монастыря, что в Истринском районе Подмосковья. По закону, на прилегающей территории нельзя возводить здания выше 12 метров, а местная администрация разрешила там строительство высотных домов.

Когда в XVII веке патриарх Никон задумывал Новый Иерусалим, он мечтал, что с подмосковного Сиона будет открываться вид на Русскую Палестину. Даже уникальные плоские кровли монастырских построек были не просто символом христианского смирения: по замыслу Никона, это еще и смотровые площадки. Только теперь они с видом не на Новую Обетованную землю, а на типичное новое Подмосковье.

Настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников) рассказал: "Паломники приезжали, и раньше ставились даже лестницы приставные, чтобы человек мог обозревать окружающий мир. Потому что все территории вокруг Нового Иерусалима – это все Земля Обетованная. И созерцать эту землю нужно вместе с теми святынями, которые соответствуют библейским историям. Оттуда и формируется понятие охранных зон, которые, конечно же, никому не позволено разрушать, в которые никому не позволено вторгаться".

Над тем, чтобы охранные зоны стали понятием не только духовным, но и градостроительным, защитники Нового Иерусалима бились несколько лет. В прошлом году проект, наконец, утвердили. Тогда и выяснилось, что в красной зоне, где строить можно не выше 12 метров, районная администрация разместила целый комплекс многоэтажных домов. Главный архитектор Истринского района Александр Паршуков оправдывается: "Очень быстро были утверждены зоны, наложенные просто картой XVII века на существующую ситуацию. Какая-либо проработка с администрацией как города, так и района практически не велась. Мы получили это как готовый продукт, в котором практически не принимали участия".

Стройплощадка на углу улиц Пролетарской и Морозова превратилась в площадку для дебатов между властями, которые выступают за новостройки, и местными активистами, которые категорически против. Члены инициативной группы не сомневаются, что оппоненты о возможных запретах знали, и давно. Депутат муниципального собрания Истринского района Светлана Хохлова рассказывает: "Ко мне обратилась общественность с вопросом о том, почему спиливают деревья. А мэр города Савельев отвечает, что, оказывается, будет строительство. А бороться мы с вами начали с этой застройкой, когда еще не было строительства. Надзорное производство в районной прокуратуре было открыто еще в марте 2010 года".

Разрешение на строительство многоэтажного дома выдали только год спустя – 18 апреля 2011 года, а всего через четыре дня – 22 апреля – было принято постановление об охранных зонах. На странное совпадение дат обратили внимание в Министерстве культуры России. Пока разбирались — выяснили, что администрация так спешила одобрить стройку, что нарушила порядок выдачи документов. Заместитель главы Министра культуры РФ по Центральному федеральному округу Денис Зайцев пояснил: "Основанием выдачи разрешения для муниципального органа власти в обязательном порядке является предоставление положительного заключения государственной экспертизы объекта строительства. В данном случае положительное заключение госэкспертизы было оформлено 20 апреля, то есть, через два дня после выдачи разрешения на строительство". В тонкостях истринского документооборота теперь разбирается Генпрокуратура России, а строители тем временем заканчивают первую многоэтажку.

Сегодня исторических видов на монастырь в Истре осталось совсем немного. Противники застройки опасаются, что если жилой комплекс пойдет вниз по склону, то исчезнет и эта панорама. Местные же власти лишь пожимают плечами. Они уверены, что максимум, чем рискуют горожане, так это лишиться вида на местное СИЗО. Убрать с глаз долой истринскую тюрьму планируют с помощью еще двух десятиэтажных домов, но теперь их проект нужно согласовывать на областном уровне в особом порядке.

Застройщики надеются, что ради будущих новоселов чиновники закроют глаза на маленькое несоответствие: вместо разрешенных 12 метров почти столько же, но этажей, и от регламента отклониться разрешат. В свою очередь, в Министерстве культуры РФ обещают, что ездить в Истру с проверками теперь будут каждый месяц, чтобы ни одному лишнему метру не дать шансов.