Сценарист, художник и поэт. Ушел из жизни Тонино Гуэрра

Печальное известие пришло из Италии. На 93-м году жизни скончался знаменитый сценарист Тонино Гуэрра. Он написал сценарии к легендарным фильмам Микеланджело Антониони и Федерико Феллини.

Печальное известие пришло из Италии. На 93-м году жизни скончался знаменитый сценарист Тонино Гуэрра. Он написал сценарии к легендарным фильмам Микеланджело Антониони и Федерико Феллини.
фото ИТАР-ТАСС

Печальное известие пришло из Италии. На 93-м году жизни скончался знаменитый сценарист Тонино Гуэрра. Он написал сценарии к легендарным фильмам Микеланджело Антониони и Федерико Феллини.
На 93-м году жизни скончался знаменитый сценарист Тонино Гуэрра. Он написал сценарии к легендарным фильмам Микеланджело Антониони и Федерико Феллини. Гуэрра многое связывало с Россией, в советское время он женился на москвичке, много сотрудничал с российскими кинематографистами.

Печальное известие пришло из Италии. На 93-м году жизни скончался знаменитый сценарист Тонино Гуэрра. Он написал сценарии к легендарным фильмам Микеланджело Антониони и Федерико Феллини. Гуэрра многое связывало с Россией, в советское время он женился на москвичке, много сотрудничал с российскими кинематографистами. Например, дружил с Андреем Тарковским и написал сценарий для его "Ностальгии".

Гуэрра умел все на свете. Возраст, его 92 года, — только с ним у него не получилось договориться. В свой последний день рожденья он сбежал из больницы на презентацию книги. В кабинете ждали наброски, многие планы остались нереализованными.

2 года назад, на свой юбилей, он больше всего страдал от суеты, — гости мешали закончить картину. В перерывах между сотнями интервью работал над керамикой: до последнего дня он лепил, рисовал.

- Вы сказали: вам 60, максимум, а 90 — это наши журналистские придумки?

"Поскольку мне 60, но, к сожалению, над ними висят эти 30 — годы становятся тяжеловатыми, начинают капельку давить. Но мне нравится эта бомбардировка работой. Я же не считаю, что должен умереть", — ответил тогда Тонино Гуэрра.

В Италии говорят, Гуэрра — это корни всего. Его рука во всех лучших сценариях, лучших спектаклях XX века. Он работал со всеми, писал для всех. Два года назад, тоже ко дню рождения, поставил в своем саду каменные цветы с именами любимых режиссеров и просто друзей — Феллини, Мазини, Тарковкский, Антониони. Когда он работал с Антониони над сценарием "Забриски-пойнт", Гуэрра сломал шкаф. Такие были споры.

Взрывной, непредсказуемый, спонтанный. В 1980-х помог выехать из СССР Тарковскому. В поисках вдохновения и пейзажей они вдвоем проехали на машине всю Италию. Попутно сняли документальный фильм "Время путешествий". Работая над сценарием для "Ностальгии", часами спорили о красоте, рассматривая вспаханные поля, ели домашнюю пасту, стучась в маленькие деревенские дома.

"Я как-то раз не выдержал и спрашиваю: Андрей, а на что ты смотришь, что в тех полях такого? А он мне говорит: Тонино, я смотрю на землю, Вспаханная земля – она во всем мире одинаковая, и когда я вижу ее, я как будто на несколько минут оказываюсь дома в России", — вспоминал о Тарковском Тонино Гуэрра.

Гуэрра любил бывать в Москве, "я русский по жене" — он часто так шутил. В последние годы тяжело переносил перелеты — в декабре вышла книга его новых рассказов "Солнечная пыль". Лора работала над переводами его пьес — их прочитают на русском уже после его смерти.