Космическое такси

Апрель в истории космонавтики – знаковый месяц. 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек Юрий Гагарин, двадцать лет спустя – первый американский шаттл. И вот теперь старт первого коммерческого корабля – американского "Дракона", который, скорее всего, отправится к МКС в конце апреля.

Апрель в истории космонавтики знаковый месяц. 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек Юрий Гагарин, дДвадцать лет спустя 12 апреля 1981 года – первый американский шаттл. И вот теперь еще одно важное событие – старт первого коммерческого корабля американского "Дракона". Планируется, что в конце апреля космический частник отправится к МКС.

Наземные испытания ракеты Falcon 9 и космического корабля Dragon от компании SpaceX окончены, корабль прибыл на космодром Канаверал и готовится к первому в истории полету к Международной космической станции. Как обычно это бывает, старт уже переносили и не раз.

"Может быть, это еще не тот уровень надежности, который бы показали государственные учреждения – НАСА, Роскосмос. Тем не менее, компания провела определенный цикл испытаний. Мы посмотрим, как пройдет этот испытательный полет, и решим, будет ли еще один пуск в конце года. Главное мы хотим убедиться, что сближение со станцией пройдет безопасно", – поясняет заместитель руководителя НАСА Уильям Герстенмайер.

На частнике в космос. Начало коммерческого извоза на международную космическую станцию означает старт целой эпохи. Сложнейшие технологии, которые раньше были доступны только государству, теперь пытаются освоить независимые компании.

"Начинается абсолютно новая, другая история. Несколько коммерческих компаний в Америке занимаются конструированием летательных аппаратов, которые будут возить людей и груз на орбиту для обслуживания МКС. Это позволит НАСА освободить людей от программы Шаттл и начать заниматься чем-то новым, в первую очередь полетами за орбиту Земли", – описывает возможные перспективы руководитель программы "Спэйс-Шаттл" Джон Шэннон.

Частный корабль – это, конечно, громко сказано. НАСА выделило для SpaceX 1,5 миллиарда долларов, тысячи уволенных сотрудников перешли с государственной службы в коммерческую компанию. В перспективе такая поддержка сократится, но уже сейчас можно сказать – будущее приближается.

"Я хочу свозить в космос мою семью – жену, детей – и сказать: посмотри, как тут красиво! И благодаря этим новым компаниям больше людей смогут полететь в космос – может быть, сотни людей ежегодно будут отправляться на орбиту, а не всего десять, как сейчас. Это очень важный момент истории, не только для Америки, но и для всего мира – для нашего международного сотрудничества", – отмечает астронавт НАСА Майкл Фоул,

Впервые новая ракета с кораблем Dragon стартовала в 2010, это были аэродинамические испытания. По конструкции американский корабль похож на российский "Союз", но есть отличия. Например, каждый Dragon можно использовать несколько раз – силовая установка, баки, аккумуляторы возвращаются вместе с кораблем. Посадка, в отличие от "Союза", на воду.

"Средство очень простое, несложное, оно не может там совершать какие-то динамические операции в космосе, просто такси некое, которое доставляет кого-то наверх и возвращает людей вниз. В принципе, таким средством можно продлить существование МКС, не вкладывая туда бюджетные средства, а бюджетные средства перераспределить на решение каких-то перспективных задач, создание технологий дальнего космоса – Марса, Луны, астероидов", – объясняет статс-секретарь-заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов.

Пока корабль только в грузовом варианте, нет даже системы автоматической стыковки. Когда Dragon приблизится к МКС, экипаж станции захватит корабль манипулятором. Однако разрабатывается и пилотируемый вариант на 7 человек, грузопассажирский и даже модификация для полета на Марс. У юной частной космонавтики, которая пока только встает на ноги, амбиции вполне взрослые.