Сегодня два года со дня катастрофы самолета Качинского под Смоленском

В Смоленске 10 апреля проходят траурные мероприятия по случаю второй годовщины катастрофы авиалайнера президента Польши. При крушении самолета в лесу рядом с аэродромом "Северный" погибли представители польской элиты, в том числе президент Лех Качинский. Всего 96 человек.

10 апреля пройдут масштабные мероприятия, посвященные второй годовщине авиакатастрофы в Смоленске, которая потрясла весь мир. 10 апреля 2010 года на окраине города разбился самолет, на борту которого находились представители польской элиты, в том числе президент Лех Качинский. Катастрофа унесла жизни 96 человек. Хроника события восстановлена по минутам и секундам и трагической страницей вошла в новейшую историю Польши и России.

Польскую правительственную делегацию возглавит министр культуры Польши Богдан Здроевский. У памятного камня на месте авиакатастрофы 10 апреля пройдет молебен. Затем участники мероприятий возложат цветы и зажгут лампады в память о каждом погибшем. Памятные мероприятия продолжатся на Катынском мемориале, где участники отдадут дань памяти тысячам польских офицеров, расстрелянным в 1940 году.

В катынском лесу будут произнесены молитвы и возложены цветы. Закончатся памятные мероприятия на улице Мира в Смоленске. Здесь состоится торжественное открытие Консульского агентства Республики Польша. Оно будет обеспечивать контроль и надзор за тем, что происходит на месте трагедии, и обслуживать делегации паломников, прибывающих из Польши в Смоленск. Подробности о ходе памятных мероприятий смотрите в наших выпусках.

Напомним, 10 апреля 2010 года была суббота. Рано утром на территории Катынского мемориала люди собрались на траурные мероприятия в память о польских офицерах, расстрелянных сталинским режимом в 1940 году. Больше тысячи человек поездом и автомобильным транспортом приехали из Польши. Все с нетерпением ожидали прибытия из Варшавы Леха Качинского. Около одиннадцати часов утра над Катынским лесом повисла зловещая тишина, которую нарушали только звонки мобильников: это были первые сообщения об авиакатастрофе в Смоленске.

А в это время к аэродрому «Северный» уже мчались пожарные, МЧС, машины «Скорой помощи». Никто не знал масштабов катастрофы. На месте падения самолета горели и дымились обломки авиалайнера, но спасать было уже некого. При крушении погибли все – президент Польши Лех Качинский и его супруга Мария, все члены высокопоставленной делегации и экипаж. 96 человек.

Верить в это не хотели ни поляки, ни россияне. Как это могло произойти? Почему на одном борту оказалась почти вся политическая элита государства? Этот вопрос задавал себе каждый. А правительственная комиссия России, которую возглавил Владимир Путин, в этот же день прибывший в Смоленск, вместе с польской стороной сразу стали искать ответы на эти вопросы.

Простые граждане усыпали цветами всю территорию вокруг места падения самолета. А власти региона сделали все возможное для того, чтобы облегчить боль родных и близких погибших, организовать медицинскую и психологическую помощь, разместить в гостиницах сотни граждан Польши. С такой задачей Смоленщина столкнулась впервые, и справилась с ней достойно.

Уже на следующий день после катастрофы, на аэродроме «Северный», до которого так и не дотянул накануне польский борт №1, приземлились два авиалайнера. На одном из них из Москвы прилетел российский премьер Владимир Путин. Самолет, который прибыл из Варшавы, предназначался для гроба с телом Леха Качинского. Траурная церемония проходила под звуки польского военного оркестра.

Между Польшей и Смоленском пролегает самый скорбный паломнический маршрут, который отмечен двумя трагедиями – Катынскими расстрелами и авиакатастрофой, унесшей жизни высшего руководства Польши. Через полгода после крушения лайнера, в октябре 2011 года, на Смоленщину прибыли родственники погибших. Их скорбь разделили первые леди Польши и России.

Год назад в апреле 2011 года память погибших в чудовищной авиакатастрофе почтили в Смоленске высшие лица двух государств — президент России Дмитрий Медведев и его польский коллега Бронислав Комаровский.

Давно расчищена территория авиакатастрофы, установлен памятный знак, а позже будет сооружен и монумент. Но самым горьким и самым щемящим символом, понятным людям, говорящим на разных языках, стала раненая береза, которую пронзил обломок фюзеляжа самолета. Деревья не способны избежать столкновения с падающей машиной. Но при первом весеннем тепле березы умеют плакать. Их сок и людские слезы всегда будут смешиваться вместе в память об этой трагедии.