Мурманские рыбаки готовят аналитические материалы для Виктора Зубкова

На последней расширенной коллегии Росрыболовства первый вице-премьер правительства Виктор Зубков поручил подготовить аналитический документ. Он должен наглядно показать, чем отличаются условия работы российских рыбаков в норвежском и мурманском портах. Рыбаки завершают работу над анализом.

На последней расширенной коллегии Росрыболовства первый вице-премьер правительства Виктор Зубков поручил подготовить аналитический документ. Он должен наглядно показать, чем отличаются условия работы российских рыбаков в норвежском и мурманском портах. Рыбаки завершают работу над анализом.

Миллионные объёмы, суда в несколько корпусов у причалов, круглосуточная работа. Таким был порт Мурманск лет 30 назад. Сегодня изменилось всё. Многое в худшую сторону. Рыбаки перестали называть этот порт родным. Жесточайший, и порой бессмысленный контроль самых разных ведомств и подразделений заставляет рыбака задуматься, куда же идти на выгрузку.

Директор по флоту компании "Арго-М" Владимир Рыбников говорит: "Две коробки тресковых голов составляют 50 кг. 50 на 6 умножить — 300 рублей. Следствие продолжается, уже скоро год будет, но на капитана выписан штраф 5 тысяч рублей".

Время, деньги и нервы тратятся ежедневно. Между тем, гостеприимная Норвегия под боком. И россияне продолжают обеспечивать скандинавского соседа рабочими местами. Как рассказала заместитель генерального директор компании "Робинзон" Ирина Мокерова: "Когда в норвежские территориальные воды, а затем в норвежский порт идёт корабль, проблем никаких нет. Все проблемы по документам и видам контроля, оформляет один человек — агент. И, кроме того, этот же агент занимается снабжением судна и размещением у причала".
Флотоводцы открыто заявляют: помимо негатива для работы отрасли, проблемы с заходом и выходом судов из Мурманска влетают в копеечку бюджетам. То есть бюджетникам.

Директор НО "Союз рыбопромышленников Севера" Василий Никитин поясняет: "Допустим, мы простояли лишних 10 суток, или 5. Мы закладываем всё это в расходы, снижаем налог на прибыль. Вот эти вещи, что мы залезаем сегодня в карман врачей и учителей, недоплачивая в бюджет".

Все простои, законодательные нестыковки и правовые коллизии обходятся довольно дорого. Порт готов работать. Портовики справятся с большими объёмами. Но где их взять. Начальник службы экономического анализа Мурманского морского рыбного порта Людмила Шнякина заметила: "Давайте будем реалистами. Те времена, когда порт перерабатывал более миллиона тонн рыбопродукции уже не вернуть. И дело, в общем-то, не в порте, а в том, что мурманские рыбаки просто не смогут столько выловить".

Когда-то в мурманском порту на ящике с рыбопродукцией просто ставили штамп "выловлена в морской воде". Значит экологически чистая. Теперь необходимы анализы. Владимир Рыбников считает: "Этот порт был, и остаётся, и будет вражеским. Изменить это невозможно".

Данные рыбаков показывают: одно и то же судно с одинаковым грузом в 100 тонн в Норвегии выгружается за 27 часов, в Мурманске больше 67-ми. Оплата в Скандинавии 103 тысячи рублей, а в родном порту 127 плюс деньги за простой. Всё вместе это почти миллион. Рекорды, которые порт ставил в свои лучшие годы, по всей вероятности в обозримом будущем не побить. Но вернуть суда, избавить рыбаков от страха захода в порт Мурманск необходимо. Аналитические материалы, которые рыбаки передадут Виктору Зубкову, должны помочь.