Автолюбители составляют карту ям на дорогах

В Интернете появилась виртуальная карта плохих дорог России. Идея проста: человек загружает специальную программу на мобильник и кладет телефон на сиденье в своем авто. Благодаря встроенному GPS-навигатору и датчику движения, каждая кочка и яма автоматически отмечается на карте.

В Интернете появилась виртуальная карта плохих дорог России. Её составители — сами автомобилисты. Идея проста: человек загружает специальную программу на мобильник и кладет телефон на сиденье в своем авто. Благодаря встроенному GPS-навигатору и датчику движения, каждая кочка и яма автоматически отмечается на карте.

Максим Бойко — один из тех автомобилистов, кто объявил войну дорожным службам. В Интернете сразу на нескольких ресурсах он размещает фото поврежденного асфальта. Тут же распечатывает заявление в ГИБДД с требованием найти виновных. Если и это не помогает, обращается в прокуратуру.

"Я написал заявление в прокуратуру, что ответ ГАИ не мотивирован безопасностью дорожного движения. И спустя неделю, мы уже увидели, что все ямы залиты. Правда, залиты всего лишь гравием, он скоро вылетит, но будем писать в следующий раз и добиваться правды", — говорит Максим Бойко.

Чтобы картина была еще наглядней, с 1 апреля в Сети появилась виртуальная карта плохих дорог России. Помочь проекту может любой владелец смартфона. Достаточно загрузить специальное приложение и активировать его во время езды. Благодаря GPS-навигатору и встроенному сенсору, каждая кочка и яма автоматически отметится на карте.

Один километр дороги в нашей стране стоит значительно дороже, чем в Европе. Однако даже по официальной статистике некачественное покрытие — прямая или косвенная причина 80 процентов ДТП, в которых гибнет 20 тысяч человек в год.

Дорожный фонд — это 212 миллиардов рублей. При этом его основная часть тратится на ремонт полотна, а не на новое строительство.

"Огромные бюджеты тратятся на текущий ремонт дорог, и зачастую этот ремонт происходит не по оптимальному варианту, с несоблюдением технологий, с применением некачественных материалов", — возмущается депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

"Водитель на всем скаку ночью влетел в эту яму, даже трупы могут быть. У нас разгильдяйство строителей и плохой надзор дорожных служб", — считает вице-президент движения автомобилистов Леонид Ольшанский.

Федеральная трасса М-10 "Россия" соединяет две столицы. Но даже такая важная дорога на определенных участках превращается в настоящую полосу препятствий.

- Много ям, ехать невозможно.

- Яма на яме, пробки постоянные!

- Я уже не один диск погнул на этой дороге.

Два отрезка трассы этим летом отремонтируют. Впрочем, как показало обследование ГИБДД, свежий асфальт деформируется быстро.

"Здесь дефект проезжей части именно колейность. Год назад на этом участке проводился капитальный ремонт, и все равно, видите, появилась колейность, — показывает командир первого батальона первого полка ДПС "Северный" Сергей Иванов. — Недостатки, скажем так, долгоиграющие, и причины их неустранения мне пока не понятны. В отношении юридического лица возбуждено 10 дел об административном правонарушении".

От сильных морозов асфальт в России трескается, от жары плавится и идет волнами. Подрядчики винят в разрушении полотна шипованную резину, противогололедные реагенты и нагрузку, которая часто превышает нормативы.

"Данная автомобильная дорога была по максимуму рассчитана на интенсивность движения 45 000 автомобилей в сутки. Сейчас в рабочие дни интенсивность достигает 70 000 автомобилей в сутки", — объясняет заместитель начальника УПРДОР М-10 "Россия" Сергей Деревянко.

Ремонт ямочный дорожники обязаны делать круглый год. Колею ровняют только с наступлением тепла.

"Дорожники виноваты всегда. Есть нормы устранения ям, мы по этим нормам согласны работать. Для этого ГАИ есть, оно за нами смотрит", — говорит главный инженер ДРСУ-30 Владимир Комра.

То, что строители называют дорожной одеждой, на крупных магистралях выглядит так: на утрамбованный грунт укладывают слой морозостойкого песка, потом щебень, затем гравий, обработанный специальным вяжущим составом. Крупнозернистый асфальтобетон — это нижняя часть полотна шоссе. Верхний слой самый прочный, водонепроницаемый и содержит минеральный порошок.

В лаборатории МАДИ ищут волшебную формулу для российских дорог. Образцы с разными добавками — вплоть до наночастиц — испытывают под сильным давлением.

"Модифицированные асфальтобетонные смеси, будь то полимерные, резиновые добавки или серные, показывают большую стойкость к образованию колеи, нежели асфальтобетонные смеси на обыкновенных битумах", — поясняет доцент МАДИ Юрий Васильев.

Но пока ученые химичат на полигонах, московские власти вынуждены требовать от дорожников в течение суток ровнять ямы и ухабы.

"Все нарушения, которые происходили, мы фиксируем, наказываем подрядчика рублем. Но если не помогают экономические санкции, то мы будем обращаться в суд и расторгать взаимоотношения с такими подрядчиками", — заявляет руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин.

"Вина за разрушение покрытия лежит на подрядной организации. И по гарантийным обязательствам без привлечения бюджетных средств подрядчик обязан за свои средства эти дыры залатать", — уверен начальник объединения административно-технических инспекций Москвы Дмитрий Семенов.

Те, кто не смог объехать яму, частые гости в автосервисах.

- Рычаги, амортизаторы, покрышки, диск. Сколько может стоить такой ремонт?

- Конкретно на этом автомобиле до 20 тысяч. Если диск литой, то дороже.

Владельцу КАСКО ущерб, скорее всего, возместят. Но если только ОСАГО — прямая дорога не в страховую компанию, а в суд. Со справкой ГИБДД.

"Россия — в принципе единственная страна, где размер ямы и отклонение в положении люка регулируется федеральным законом. Если эти размеры превышены, то есть все основания требовать компенсации у дорожной службы", — рассказывает заместитель руководителя департамента урегулирования убытков компании "Росгосстрах" Дмитрий Титиев.

Лучшим решением дорожной проблемы в России многие эксперты считают переход на европейскую систему, когда одна компания проектирует, строит и эксплуатирует дорогу. Свалить вину на другого подрядчика будет нельзя, если в законе оговорить персональную ответственность за каждый участок пути. Только тогда некачественная трасса станет черной полосой для дорожников, а не для автомобилистов.