В России набирает обороты торговля через Интернет

В России стремительно набирает обороты "электронная коммерция". Только за последний год уровень онлайн-продаж вырос более чем наполовину и в прошлом году превысил 10 миллиардов долларов. Специалисты утверждают, что это не предел.

В России стремительно набирает обороты "электронная коммерция". Только за последний год уровень онлайн-продаж вырос более чем наполовину и в прошлом году превысил 10 миллиардов долларов. Специалисты утверждают, что это не предел. Рынок пока что сдерживает тот факт, что основными покупателями интернет-магазинов становятся только жители крупных городов.

Еще несколько лет назад в отдельную отрасль эту сферу мало кто выделял. О продажах через Интернет писали немного, еще меньше было фактических данных. Сейчас термин "электронная коммерция" все больше на слуху. Количество онлайн-магазинов растет, в сеть активно выходят традиционные ритейлеры. Российский e-commerce уже оценивают почти в 11 миллиардов долларов.

Не покупает в Интернете сейчас только ленивый — по крайней мере в крупных городах. Будь то билет в театр или на концерт, туфли или стиральная машина – в поисках нужного товара или услуги первым делом клиент заглянет в сеть.

Аналитики PwC провели опрос и выяснили, что почти 92 процента его участников в минувшем году совершали покупки через Интернет. Около 70 процентов — с частотой раз в один-три месяца. Хотя россияне пока уступают жителям Европы. Например, в Великобритании 28 процентов граждан делают онлайн-покупки раз в неделю. У нас таких всего 12 процентов.

Российский рынок онлайн-торговли набирает обороты с каждым годом. В 2010-м объем интернет-ритейла составлял 240 миллиардов рублей. По прогнозам, в ближайшие пять лет он вырастет как минимум в 2,5 раза.

Есть цифры и относительно минувшего года. В 2011-м электронные продажи – это уже 390 миллиардов рублей. И среднегодовой индекс роста e-commerce в ближайшие годы в России предрекают на уровне 21,37 процента.

Что чаще всего сейчас покупают в Интернете? Корзина собирательного пользователя выглядит так: в первую очередь его интересует бытовая техника. Дальше – книги, и этот сегмент очень хорошо прибавил за последний год. С отрывом идут мобильные телефоны, компьютеры, одежда, туристические услуги и прочее.

Главным стопором на пути развития электронной коммерции в России называют отсутствие гарантий безопасности покупок в Интернете. И здесь можно провести любопытное сравнение: Россия сейчас лидирует в мире по количеству покупателей, которые выбирают в Интернете, а приобретают все-таки в обычных магазинах. Таких — 88 процентов. В Европе этот показатель – 72 процента, в США – 51 процент. Нашему покупателю по прежнему привычнее увидеть товар, что называется, потрогать и оценить на месте.

В общем обороте розницы интернет-продажи у нас занимают всего 1,6 процента. По сравнению со странами-лидерами это немного: в Великобритании онлайн-торговля — это 10 процентов, в Германии — 8 процентов, в США — 6,5 процента. В этом смысле мы близки к Италии и Испании, где доля сопоставима с российскими показателями.

Тенденции следующие: постепенно электронная коммерция срастается с традиционными продажами. В сознании потребителей онлайн- и офлайн-торговля смешиваются и становятся взаимодополняемыми элементами процесса покупок, настоящий рост которого в Интернете в России будет, когда наладят систему доставки в регионы.

Что касается конкретных участников e-commerce в России, сегодня на рынке около 25 тысяч розничных интернет-магазинов. С оглядкой на их количество пару лет назад — рост 56 процентов.

Для сравнения возьмем временной промежуток в четыре года. Средние темпы роста в Индии – 55 процентов, в Китае – 36 процентов, в Бразилии — 31,5 процента, в России в таком случае – 30 процентов. Факторы, которые работают на развитие интернет-площадки – это распространение самой сети, изменение предпочтений (клиенты все больше экономят время), ну и стремление компаний оптимизировать расходы.

Покупательную интернет-активность больше демонстрируют жители крупных российских городов. На первом месте столица — хотя бы раз в три месяца что-нибудь в онлайне заказывают 74 процента москвичей. На втором месте – нет, не Питер – Екатеринбург. Город на Неве – на третьей позиции. Далее – Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и Новосибирск.

Отдельный сегмент – это электронные книги. Он максимально доступен жителям регионов — ведь доставка не требуется, достаточно скачать нужный файл.

По статистике, объем продаж книг в электронном формате ежегодно увеличивается втрое. Вот, как это выглядит в миллиардах долларов. В 2010-м на долю электронных книг в мире пришлось почти четыре миллиарда. Классические бумажные версии – стоили около 72. Прогноз на следующий год: 12,7 — у электронных книг, против 66,2 у бумажных.

Уже сейчас у крупных интернет-продавцов литературы расклад сил – в пользу электронных версий изданий. Так, крупный мировой продавец Amazon на 100 бумажных книг реализует 105 электронных.

Мы провели эксперимент и сопоставили, сколько стоит онлайн версия книги и бумажный вариант. Так, "Маленькие трагедии" Пушкина в электронном виде можно приобрести за 20 рублей. Аудиоверсию – за 50. Заказ печатного издания обойдется чуть дороже — в 94 рубля. Но все равно дешевле, чем брать непосредственно в магазине.

Благодаря электронным книгам и планшетникам люди стали больше читать, делают вывод, в частности, американцы. Так, в отчете Pew Research Center говорится, что каждый пятый американец теперь читает букридеры. Почти треть совершеннолетних граждан США имеет электронную книгу и около 20 процентов регулярно ею пользуется.

И это вовсе не означает, что эти люди больше не используют печатные издания — читают и те и другие. Просто владельцы электронных книг — в среднем 24 книги за год, а любители бумаги – лишь 15.

В России подобных исследований пока никто не проводил. Но если и у нас интернет-коммерция будет способствовать большему чтению — что ж, пусть хотя бы так.