Члены Арктического совета обсудили развитие приполярной зоны

На международной конференции в Мурманске представители стран-членов Арктического совета обсудили вопросы развития приполярной зоны. Основными темами стали экологическая безопасность и создание инфраструктуры в Арктике. Как именно планируется осваивать богатейшие углеводородами территории?

На международной конференции в Мурманске представители стран-членов Арктического совета обсудили вопросы развития приполярной зоны. Основными темами стали экологическая безопасность и создание инфраструктуры в Арктике. Как именно планируется осваивать богатейшие углеводородами территории?

Прорываясь сквозь снежное молоко, самолет садится на абсолютно белую полосу практически наощупь. На посещение "Нагурской" членам Арктического совета летчики дают меньше двух часов — погода на Земле Франца-Иосифа не терпит промедления. На самую северную погранзаставу в мире иностранцев пускают впервые.

Арктические льды тают хотя и не стремительно, но неумолимы. Пока что Земля Франца-Иосифа покрыта льдами более чем на 80 процентов, но если процесс таяния будет продолжаться в том же темпе, то через 300 лет там будут голые базальтовые скалы.

Таяние льдов открывает доступ к залежам углеводородов. По мнению экспертов, в Арктике около 90 миллиардов баррелей нефти и более полутора тысяч триллионов кубометров газа. Для того, чтобы обеспечить разведку месторождений, необходимо развитие транспортной системы. Постоянный секретарь министерства иностранных дел Исландии Эйнар Гуннарссон сообщил: "Мы ожидаем продолжения потепления, и Северный морской путь будет использоваться больше и чаще уже в ближайшие десятилетия. Но мы должны быть уверены, что делать это будут со всей возможной ответственностью с точки зрения экологии".

Необходимость усиления мер безопасности как навигационной, так и экологической. Эти вопросы — основные в повестке дня международной конференции с участием членов Арктического совета. Председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Густав Линд заявил: "В Арктике сейчас много задач, которые надо решить. Основная, конечно, безопасность! Освоение Арктики набирает обороты, там становится больше нефтяных перевозок и вообще грузоперевозок. Мы должны защитить экологию, не нанести урон северным народам".

Для обеспечения судоходства нужна инфраструктура — причальные стенки в портах, береговая охрана, службы оперативного реагирования на случай аварийных ситуаций и экологических катастроф. Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев рассказал, что у нас в стране будет развиваться система центров МЧС, оснащенных авиацией и оборудованием для выявления опасных ситуаций и спасения людей. Предполагается. что таких центров будет десять.

5600 километров от Карских ворот до бухты Провидения — кратчайший путь из Европы в Азию. Два месяца в году акваторию могут проходить обычные грузовые суда, для ледоколов временных преград практически нет. Объем перевозок по Северному морскому пути с 2010 года вырос в восемь раз, а когда начнется разработка месторождений, то интенсивность судоходства вырастет в десятки раз.