Секретная тюрьма

На этой неделе стали известны новые подробности в деле о создании в Польше главной европейской тюрьмы ЦРУ. Сюда в 2003 году американцы свозили всех подозреваемых в связях с "Аль-Каид (запрещена в РФ)ой". Скандал разгорелся с еще большей силой после того, как газета "Выборча" написала, что уже есть первый обвиняемый.

Красотой Мазурских озер здесь лучше любоваться дальше от берега: кольца колючей проволоки режут глаз и водную гладь. На четырех языках для доходчивости предупреждают: "Военная зона. Вход запрещен". Это Северо-Восток Польши. 200 километров от Варшавы, до границы с Россией почти в три раза меньше.

Сквозь лесную чащу ничего не видно, но на дороге здесь лучше не останавливаться: у машины тут же появится человек в военной форме. Параллели железных заборов, камеры по всему периметру, гектары леса под присмотром: за двойными заграждениями — центр польской разведки. Люди на джипе бдительны. Следят за каждым снятым кадром. Это на территории их базы, здесь, в Старых Кейкутах в начале двухтысячных находилась тайная тюрьма ЦРУ.

На местных жителей, погрязших в сельской идиллии, слова "тюрьма" и "пытки" должны навевать ужас. И они действительно напуганы. Машут руками, отворачиваются, боятся, что достанется и им от собственных военных.

"Знают те, кто там работает, а мы не работаем там. Если вы записываете, то я не буду говорить. Я ничего не буду говорить", — отвечает местный житель.

Жители Старых Кейкут ведут себя так же, как польские власти. Существование секретной базы американских спецслужб долго отрицали. Расследование началось только в 2008-м, спустя пять лет после того, как тюрьма была закрыта. Теперь же обвинения предъявлены бывшему шефу польской разведки Збигневу Сементковскому. Впервые — официальному лицу такого уровня. Но детали следствия остались бы в тайне, если бы подробности не просочились в прессу.

"Наши информаторы рассказали, что при этой школе спецслужб, которая сама по себе хорошо охраняется, была выделена зона, доступ к которой имели только американцы. У них были специальные идентификаторы, и польские офицеры не имели туда доступа", — говорит обозреватель программы "Панорама" польского телеканала TVP2 Адам Кшиковский.

Снимок из космоса размыт, но кое-что видно: провозили подозреваемых в терроризме через отдельные ворота, оставляли на вилле, которая носила имя гдровского разведчика Маркуса Вольфа. Передавали у порога в полное распоряжение американцев. В этом суть претензий прокуратуры к бывшему главе польских спецслужб. Сементковского обвиняют в превышении полномочий, нарушении международного права, в "незаконном лишении свободы" и "использовании физических наказаний" в отношении военнопленных.

"Важно, что собранный материал позволяет не только категорически утверждать о том, что эти тюрьмы существовали, но и о том, что в них пытали людей. То есть, было дано определенное согласие. Какое-то оперативное сотрудничество, велось не только министром Сементковским, но и тогдашним премьером Лешеком Миллером, который, по мнению варшавской прокуратуры, должен предстать перед государственным трибуналом", — рассказывает лидер фракции "Движение Паликота" в сейме Польши Януш Паликот.

Экс-премьер Миллер только качает головой. Это уже очень серьезно. Под суд может пойти политическая элита: и он, и бывший президент Польши Александр Квасьневский. От комментариев все как один отказываются. При Миллере Тадеуш Ивиньский занимал должность госсекретаря.

"Я никогда не слышал, даже во время переговоров с президентом Бушем, что была какая-то тюрьма. Польская конституция запрещает пытки и негуманное отношение к заключенным. Несколько полетов самолетов было, несколько человек там было. Но и президент Квасьневский, и премьер Миллер стоят на позиции, что имело место польско-американское сотрудничество. Речи о каких-либо тюрьмах ЦРУ нет", — говорит зам. главы комитета по международным делам сейма Польши по международным делам, в 2001-2004 гг. — госсекретарь в канцелярии Лешека Миллера Тадеуш Ивиньский.

Но в кулуарах сейма рассказывают о некой инструкции, подписанной высокопоставленными польскими чиновниками. В бумаге, якобы, оговаривалось, что делать с пленными, в том числе, в случае смерти.

"Это не соответствует нашей конституции. В статье 40 четко написано — "запрет пыток". В этой связи, так или иначе, в интересах государства или нет, нарушено право. Поэтому американцы не делали этого у себя", — объясняет Януш Паликот.

Януш Паликот и его партия в польском парламенте — известные бунтари. До сих пор были единственными, кто настаивал на обязательном расследовании. Как бы это не отразилось на имидже страны. Но неожиданно инициативу перехватил нынешний премьер Дональд Туск.

"Польша — не та страна, где политики, пусть даже в сговоре с крупнейшей супердержавой, могут заключить тайную сделку и надеяться, что ее подробности никогда не станут известны. Польша — современное демократическое государство, где должны уважать национальные и международные законы", — уверен премьер-министр Польши Дональд Туск.

В Польшу агенты сверхдержавы летали на самолетах типа "Гольфстрим". Приземлялись на военном аэродроме "Шиманы", он в 20 километрах от разведцентра. Аэропорт выглядит заброшенным, но на заборе новый замок и новая цепь. Именно здесь приземлялись самолеты с пленными террористами на борту. Отсюда, на автомобилях с темными стеклами, заключенных перевозили в Старые Кейкуты.

Вывезли всех разом, на "Боинге" в сентябре 2003-го. Но успел побывать в Польше и один из организаторов терактов 11 сентября, третий человек в "Аль-Кайде" Халид Шейх Мохаммед. И в Польше ожесточенные споры, может ли важность подозреваемых оправдать средства. Расследование, которым четыре года занималась варшавская прокуратура, неожиданно перенесено в Краков, подальше от столицы. И без всяких объяснений.