Dance Open: в Петербург прибыли звезды балета

В Петербурге проходит 11-й Международный фестиваль балета Dance Open. На шесть дней Северная столица оказалась во власти лучших балетных номеров, самых прославленных артистов и влиятельных педагогов из Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Гамбурга, Дрездена и Мадрида.

В Петербурге проходит 11-й Международный фестиваль балета Dance Open. Директор фестиваля Екатерина Галанова — в прошлом артистка Мариинского театра, а ныне успешный антрепренер — на шесть дней привезла в Санкт-Петербург лучшие балетные номера, самых прославленных артистов и влиятельных педагогов из Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Гамбурга, Дрездена и Мадрида.

Американский танцовщик и хореограф Артур Митчелл опаздывает на экскурсию в Эрмитаж. Задержался в Мариинском театре, где в начале 1920-х, перед эмиграцией, блистал его учитель – легендарный Джордж Баланчин.

"Мне там дали посмотреть старые фотографии Баланчина, еще студенческие", — говорит танцовщик, хореограф, основатель Танцевального театра Гарлема.

Артур Митчелл – главный гость 11-го Международного фестиваля балета Dance Open, который ежегодно проходит в городе на Неве. Митчелл был солистом основанного Баланчиным New York City Ballet, когда ровно полвека назад эта труппа впервые посетила Советский Союз.

“Великий человек! Он не просто взял меня – первого из афроамериканцев – в свой балет. Он сделал цвет моей кожи элементом хореографии! Даже то, как контрастировала моя рука с телом белой партнерши, было частью его замысла!”, — вспоминает Артур Митчелл.

Митчелл вспоминает, с какой теплотой советская публика приняла чернокожего премьера. В родной Америке все было не так: до 1965-го года спектакли с его участием запрещали показывать по телевидению. В 1968-м, после убийства Мартина Лютера Кинга, родной район Митчелла — Гарлем, населенный преимущественно афроамериканцами, захлестнули массовые беспорядки. Танцовщик оставил лучшую труппу Нью-Йорка и вернулся в Гарлем, чтобы открыть там собственную балетную школу.

"Я открыл школу, потому что хотел, чтобы молодые люди научились самодисциплине. Не в танце – в жизни. Чтобы жители Гарлема больше не чувствовали себя людьми второго сорта, поняли, что они на многое способны. Чтобы выплескивали негативные эмоции не в драках – в балете", — говорит Митчелл.

Свои первые уроки он давал в подвале местной церкви – другой репетиционной базы просто не было. Ходили при этом человек четыреста.

- Посмотрите на эту девушку. Это первое движение в танце. Вы отталкиваетесь опорной ногой. Теперь ты. Да, только ты двигаешь корпусом. Поднимай ногу – и корпус сам вытянется вверх. Все получится, не паникуй!

Слушают и перенимают более 50 молодых танцовщиков из России, Японии, Венесуэлы и Панамы. Сиири Хаапала — студентка танцевальной школы из Финляндии – специально приехала на Dance Open ради этого мастер-класса.

"Еще мои учителя много мне рассказывали про Артура Митчелла. Он дал потрясающий урок!", — восхищена Сиири Хаапала.

Танцевальный театр Гарлема не просто перевоспитал немало трудных подростков – стал одной из ведущих трупп Америки и вырастил множество балетных звезд. Среди них – Раста Томас, основатель труппы Bad Boys of Dance, которая покорила зрителей "Карнеги Холла" выступлениями с Элтоном Джоном и Леди Гагой.

"Я учился у Артура Митчелла, когда мне было двенадцать. И в 2006-м, перед тем как создать свою труппу, я был солистом его Танцевального театра Гарлема. Это было очень счастливое время – поработать с тем, кто учился у самого Джорджа Баланчина! Это все равно, что у самого Баланчина учиться!", — говорит Раста Томас.

Именно Dance Open в прошлом году открыл "Плохих мальчиков" искушенным петербуржцам. Тогда на фестивале показали всего один номер из их шоу Rock the Ballet, которое с восторгом принимали во Франции, Греции, Испании и Индии. В этот раз — полноценная премьера.

Шоу труппы Bad Boys of Dance проходит в Санкт-Петербургской консерватории. Раста Томас находит это символичным: ведь именно здесь, в балетном классе постигал азы мастерства учитель его учителя – Георгий Баланчивадзе, позже взявший псевдоним Джордж Баланчин. Раста Томас, как и Артур Митчелл говорят, что это место — “колыбель американского балета”. Можно добавить, что и русского тоже.

"Балет для поколения айпэдов и "Фейсбука (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ), — так называет свое шоу Раста Томас. Никаких пуант – Bad Boys, в труппе которых, кстати, есть одна девушка, — танцуют босиком. Вместо декораций — видеопроекция, вместо классических па – "хулиганский" танец.

"Меня на это вдохновил Артур Митчелл. Собственно, в этом мы следуем духу Баланчина. Стараемся разрушить стереотип балета как старого, заплесневелого искусства", — говорит Раста Томас.

Dance Open этот стереотип разрушает неизменно. Директор фестиваля Екатерина Галанова – в прошлом артистка Мариинского театра, а ныне успешный антрепренёр – на шесть дней привезла в Санкт-Петербург лучшие балетные номера, самых прославленных артистов и влиятельных педагогов из Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Гамбурга, Дрездена и Мадрида.