Нужны ли России частные электрички? Мнение экспертов

Частные поезда в России – явление пока неординарное, хотя во многих странах мира такие коммерческие составы перевозят миллионы пассажиров. Их отличают более высокая цена, но и более комфортабельные условия. Чем отличается частная электричка от государственной? Об этом – в сюжете "Утра России".

Частные поезда в России – явление пока неординарное, хотя во многих странах мира такие коммерческие составы перевозят миллионы пассажиров. Их отличает более высокая цена, но и более комфортабельные условия. Чем отличается частная электричка от государственной? Об этом — в сюжете "Утра России".

Частные компании в России сейчас можно пересчитать по пальцам: всего три перевозчика работают на дальних направлениях, и три (без участия государства) – на пригородных. Такое положение эксперты связывают с тем, что железнодорожные перевозки требуют немалых затрат, а их окупаемость находится под большим вопросом.

Те, кто рискнул, выбирают наиболее популярные маршруты. А значит, самые рентабельные. Одна из частных компаний, которая занимается пригородными перевозками, существует в Пермском крае. Свой первый коммерческий маршрут здесь запустили в 2010 году по маршруту от Перми до станции Дивья.

Это направление популярно среди пассажиров, а значит, компания могла сработать в плюс. Однако тогда пассажиры тогда заметили лишь одну отличительную особенность частной электрички: пермские бизнесмены, чтобы привлечь клиентов, решили сделать ставку на чистоту. Что неудивительно: пассажиры часто жаловались на грязь в вагонах.

Но чистота – едва ли не единственное, что можно предложить пассажирам. Ведь частные составы – это те же электрички, которые можно взять в аренду, и потому масштабных изменений в них не внесешь. Так что о комфортных составах с удобными креслами, кондиционерами и телевизорами пока и мечтать не приходится.

Более привлекательными сегодня выглядят перевозки на популярные дальние расстояния: здесь прибыль просчитать легче. В России есть частная компания, которая возит пассажиров на своем поезде класса "люкс".

Предприниматель Владимир Каргин уже подсчитал, что быстро выйдет на рентабельность, если пустит свои составы от Магнитогорска до Челябинска, а затем, может, и до Екатеринбурга. Местные жители из-за плохого сообщения пока в основном пользуются автобусами и ждут, когда пойдут по этому маршруту поезда.

Что касается пригородного сообщения, то без помощи государства привлечь частные компании не получится: вложения окупаются долго. Впрочем, прибыли можно и вовсе не дождаться. Поэтому во всем мире частникам на железной дороге помогает государство. И выигрывают, прежде всего, пассажиры. Ведь их путешествие становится комфортнее.