"Народная стройка СССР": выставка идеологически верных воспоминаний

Время действия – 20-е годы 20 века. Место действия – Донбасс, Украина. На выставке "Народная стройка СССР – 20-60-х годов" эта фотография – одна за самых ценных – снята Георгием Зельмой на деревянную ящичную камеру. Синими чернилами редактор газеты "Правда" очертил часть снимка, которую напечатали.

Время действия – 20-е годы 20 века. Место действия – Донбасс, союзная республика Украина. На выставке "Народная стройка СССР – 20-60-х годов" эта фотография – одна за самых ценных – снята Георгием Зельмой на деревянную ящичную камеру. Синими чернилами редактор газеты "Правда" очертил часть снимка, которую напечатали. Все, что на заднем плане — не вошло: лица строителей шахты не выражали должного энтузиазма. Впрочем, выставка не о стройках и не об идеологи, — говорит куратор Владимир Стигнеев. Она — о фотографии, которая в Советском Союзе была орудием пропаганды, оставаясь, при этом, искусством.

"Эти исторические фотографии открывают для нас тот пласт жизни, который был бы для нас неизвестен: кино в то время не снимали, хроники не было – вот остались фотографии. И для тех, кто занимается фотографией, они бесценны, потому что это оригинальны", — поясняет ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, куратор выставки Владимир Стигнеев.

27 авторов – неизвестные фотохудожники и признанные мастера – Родченко, Лисицкий, Альперт, Халдей. 170 работ – эскизы, отпечатки, коллажи. И 40 лет – строительства. Не только коммунизма, детских площадок и рабочих городков. "Строить", а точнее – "выстраивать композицию в соответствии с идеологическими задачами" – так звучало главное требование советского руководства к фотохудожникам в начале 20-х. "Искать прекрасное" в ландшафтах, портретах, тем более, в обнаженных натурах – запрещалось категорически. Другое дело — в качестве "фотомоделей" выбирать тракторы и турбины. Или рабочих и пионеров.

"Слева мальчик – неожиданная поза, поворот фигуры и он на переднем плане кадра, здесь только нагнувшаяся девочка, горизонт наклонен. И все фигуры так скомпонованы, что появляется несколько центров… эта девочка что-то делает — каждый чем-то занят и вот такая полифония получается", — продолжает куратор.

В 30-е годы его стиль называли "экспериментальным" – кроме Александра Родченко никто из советских фотографов не позволял себе выбирать такие ракурсы и точки съемки. На выставке целая серия его работ посвящена Владимиру Маяковскому, с которым основоположник конструктивизма в фотографии – был знаком лично.

"Вот здесь совершенно уникальный экземпляр – это оригинал фотомонтажа для поэмы Маяковского "Про это", которая вышла в 23 году. А это коллаж обложка для книги Маяковского рядом висит – здесь разные серии. Внизу это фотография Лили Брик – наверху один из снимков он снял такой очерк – путешествие на автомобиле из Москвы в Ленинград. Там замечательный портрет Маяковского с его любимой собакой", — говорит Стигнеев.

На языке фотографии говорить идеологически верное — позволялось только мастерам. Автор этих коллажей из журнала "СССР на стройке" — фотограф Эль Лисицкий. Вместе с Казимиром Малевичем он заложил основы супрематизма – направления в искусстве, где сочетаются простые геометрические фигуры. Фотограф специально увеличивал некоторые детали, вынося их в отдельные окна. Сегодня этот прием используется почти во всех газетах и журналах.

Чем виртуознее, тем убедительней. Штатные фотографы журнала "СССР на стройке" – Александр Родченко и Эль Лисицкий. "Иллюстрированное издание новостей и пропаганды" выходило с 1930 по 1941, и в 1949 году — на пяти языках. Этот формат – с минимумом текста и массой фотографий полюбился западным издателям – журнал стал прообразом американского LIFE и японского FRONT. А постоянными подписчиками "СССР на стройке" были такие представители западной "левой" интеллигенции, как Ромен Роллан и Бернард Шоу.

Этот снимок в "СССР на стройке" не попал – в военное время журнал не печатали. Зато облетел весь Советский Союз в одном из номеров газеты "Известия". "Письмо домой" Георгия Зельмы – снимок, сделанный во время Сталинградской битвы.

Русский солдат, пионер, герой труда. Снимки, по которым можно изучать историю Советского Союза, сейчас и "на Родине" и одновременно "в гостях". Их привезли из Лихтенштейна, где находится крупнейшее в Европе собрание работ советских мастеров. Больше пяти лет культурный фонд королевства пополняет коллекцию – покупает снимки у потомков фотографов. Как говорят его учредители, предложений из России — приобрести уникальные снимки — пока не поступало.