Тема:

Заключение Брейвика 3 месяца назад

Брейвик – отражение неофашизма

Смесь древнеримского и нацистского салюта, с которым в первые дни в зал заседаний входил серийный убийца Брейвик, — из прошлого. Но свои преступление он совершил сегодня. Что он за явление? Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал Ханс-Вильхельм Штейнфилд, автор книги "Ненависть в Европе".

Смесь древнеримского и нацистского салюта, с которым в первые дни в зал заседаний входил серийный убийца Брейвик, — из прошлого. Но свои преступление он совершил сегодня. Прошлое возвращается? Со времен великого переселения народов в Европе не было и такой массовой, как сейчас, волны иных иммигрантов. Волны, например, французских гугенотов, бежавших в Англию, или шотландских пресвитерианцев, освоивших Ольсер, — не в счет. В конце концов, и те, и другие — христиане.

А такого не было, наверное, со времен продвижения по Дунаю Оттоманской империи. И не все, но иные такие иммигранты в либеральной Европе несут свои представления о прекрасном. И вот уже "Аль-Каид (запрещена в РФ)а" пригрозила Британии "ответными мерами в случае депортации иорданского проповедника Абу Катады.

Но ведь Брейвик, который так умилялся себе самому в образе рыцаря-крестоносца, убивал и своих. Большинство жертв — не просто граждане Норвегии, а коренные норвежцы. Так что он за явление? Одиночка он или нет? Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал Ханс-Вильхельм Штейнфилд — многолетний главный редактор норвежского телевидения, четырехкратный корреспондент в Москве и автор книги "Ненависть в Европе".

- Психиатры продолжают спорить, вменяемый Брейвик или нет. Отодвинем этот вопрос и поговорим о политике. В семье не без урода или мы имеем дело с чем-то более серьезным?

- Моя интерпретация как историка и журналиста: Брейвик является отражением более широкого и прагматичного круга европейской культуры — неофашизма. В его поведении можно найти такие умышленные шаги за год до теракта, что это доказывает: он знал, чем он занимался. Он настолько же нормальный, как те военные преступники, которых казнили после Нюрнберга. Норвежцы, наверное, хотели бы, что вот это жуткое явление Брейвика покрывало поговорку "В семье не без урода". Однако в нашей истории есть другие, очень важные факторы, которые оформляют фон подобных явлений. Вторая мировая война. Мы были под немецкой оккупацией. 70 процентов наших полицейских вошли в нацистскую партию. Без этой услужливости не удалось гестапо выдворить, депортировать наших евреев в Освенцим. Десять тысяч норвежцев сражались в форме СС на восточном фронте — это Ленинград, это Юго-Западный фронт. Бог знает, чем они там занимались. Наш центр Холокоста уже 12 лет в сотрудничестве с Россией ведет следствие, чтобы знать, чем они занимались. Напомню, король и правительство сидели в Лондоне. Брейвик же изучал это. Его символика, все это является отражением более широкого явления, которое мы, к сожалению, наблюдаем в Европе сегодня. Это неофашизм.

- Мы пересекаем одну опасную красную черту в нашей беседе, потому что мы начали обсуждать взгляды Брейвика. На взгляд норвежского общества, его судят за убийство или за взгляды?

- По закону у нас не наказывают за мнения.

- Но все разговоры-то вокруг мнений.

- Это потому что он сам скандирует свои мнения. И это второй проблемный пункт: не один он в Норвегии увлекается ксенофобией. И это, безусловно, связано с наплывом иммигрантов, особенно в последние 30 лет, из исламского мира. Это Пакистан, Сомали. Четверть населения Осло — иммигранты.

- Крупнейший сомалийский город за пределами Сомали — это норвежский Тронхейм. Крупнейший тамильский город за пределами Шри-Ланки — норвежский Киркенес. Это очень серьезный вопрос: почему в Европе и Норвегии, в частности, в какой-то момент решили, что проще не помогать людям там, где идут войны, революции, а привозить к себе? Почему, где и когда это произошло?

- Я очень боюсь, что наши либералы не понимают, что такое беженец. Что беженец по уставу — это гонимый человек или тот, кто бежит от военных конфликтов. Они спутали это с экономически мотивируемой иммиграцией, и дело дошло до таких абсурдных вещей. Я был корреспондентом на Балканах во время войны на Косове. Уже в 1999 году я написал об этом в моей книге "Подсолнухи Балкан". Дети первой волны косовских албанцев, которые приехали в Европу в1981 году, отвечали тогда за 80 процентов поставок героина в Центральную Европу. Потом это возросло до 90 процентов. Норвежская полиция, датская, немецкая — все об этом знали.

- Но не говорили?

- Политическая глупая корректность. И я спросил у полицейского, кроторый занимал один из ведущих постов в норвежской полиции: почему вы не разглашаете этот факт? А он улыбнулся и сказал: "Неудобно нам громко об этом говорить сейчас, когда они гонимы сербами. Вот экстремальный пункт глупостей, то, до чего может нас довести политическая корректность.

- И она делает подарки таким, как Брейвик, получается?

- Безусловно. Я очень надеюсь, что Брейвик — один среди более правых экстремальных группировок Норвегии. Но общественная проблема шире. Есть одна черта нацизма, и норвежский философ об этом написал в 1956 году: "презрение по отношению к слабым". И слабые могут быть мусульмане, евреи.

- Или свои?

- Или свои. Это чутье тоталитарного подхода к другим людям. И в этом — основа ксенофобии.

- Российско-европейские ситуации разные в плане восприятия других культур. В конце концов, значительная часть носителей других культур в России точно такие же россияне. Они родились на своей земле. Да, они переехали из региона в регион, но это граждане одной страны. В Европе — исламская иммиграция чаще всего представлена первым, максимум — вторым поколением. Это иностранцы, въезжающие с другой культурой из других стран. Есть два подхода. Один — мультикультурализм: какие приехали, пусть так и живут. Второй подход — ассимиляция. Ребята, приехали, будьте добры, живите не только по нашим законам, но и по нашим культурным заповедям. Куда может качнуться маятник в Европе после нынешнего процесса над Брейвиком?

- Если исламские руководители не понимают свою ответственность после теракта в Мадриде, событий во Франции, то это может плохо кончиться. Думаю, что и мультикультурализм, и интеграция возможны, но люди должны понимать истину русской поговорке "Никогда не заходите в чужой монастырь со своим уставом".