Опознана статуя детей Клеопатры и Марка Антония

Статуя из песчаника, на которой изображены Александр Гелиос и Клеопатра Селена, была обнаружена  в 1918 году на западном берегу Нила неподалёку от храмового комплекса Дендера (фото Giuseppina Capriotti).
Скульптура насчитывает в длину чуть более 10 метров (фото Giuseppina Capriotti).
Статуя из песчаника, на которой изображены Александр Гелиос и Клеопатра Селена, была обнаружена  в 1918 году на западном берегу Нила неподалёку от храмового комплекса Дендера (фото Giuseppina Capriotti).
Скульптура насчитывает в длину чуть более 10 метров (фото Giuseppina Capriotti).
Почти век спустя после обнаружения египетской статуи, на которой изображены две загадочные фигуры, учёным удалось расшифровать их личность. Неизвестные оказались детьми легендарной Клеопатры, последней царицы эллинистического Египта, и её любовника римского полководца Марка Антония.

Почти век спустя после обнаружения египетской статуи, на которой изображены две загадочные фигуры, удалось расшифровать их личность. Неизвестными оказались Александр Гелиос и Клеопатра Селена, дети легендарной Клеопатры, последней царицы эллинистического Египта, и её любовника римского полководца Марка Антония.

Обнаруженная в 1918 году на западном берегу Нила, неподалёку от храмового комплекса Дендера (Dendera Temple complex), статуя хранилась в Каирском египетском музее.

Скульптура из песчаника высотой около 10 метров изображает двух обнажённых детей, мальчика и девочку, ноги которых оплетены змеями до уровня бёдер. Они стоят, обнимая друг друга за плечо и придерживая змей свободными руками.

Историкам известно, что у Клеопатры было четверо детей. Первый сын Цезарион родился от Цезаря. После убийства римского диктатора у Клеопатры была длительная связь с полководцем Марком Антонием, от которого родились близнецы Александр Гелиос и Клеопатра Селена, а также младший сын Птолемей Филадельф.

В 30 году до нашей эры Клеопатра и Марк Антоний покончили жизнь самоубийством, а Египет попал в подчинение Октавиану и впоследствии стал римской провинцией. Судьба детей Клеопатры была в целом трагичной.

В живых осталась лишь Клеопатра Селена. Она была выдана замуж за Юбу II, правителя Мавретании. Благодаря этому факту, известен приблизительный внешний облик единственной дочери Клеопатры – он сохранился на древних мавретанских монетах.

Сыновьям Клеопатры повезло меньше. Возможно, опасаясь соперничества со стороны сына Цезаря, Октавиан приказал казнить Цезариона. Судьба же Александра Гелиоса и Птолемея Филадельфа туманна. Им на момент смерти царицы было десять лет и четыре года, соответственно. Известно лишь, что они были отправлены к Октавии, сестре правителя Рима и бывшей супруге Марка Антония.

Но вернёмся к статуе, которую изучал итальянский египтолог Джузеппина Каприотти (Giuseppina Capriotti), специалист Итальянского национального исследовательского совета (Consiglio Nazionale delle Ricerche). Именно она установила, что в камне вырезаны образы Александра Гелиоса и Клеопатры Селены.

Для идентификации близнецов Каприотти руководствовалась стилистическим и иконографическим анализом, разработанным польским центром средиземноморской археологии университета Варшавы (Centrum Archeologii Śródziemnomorskiej Uniwersytet Warszawski).

В частности, исследовательница обратила внимание, что у мальчика на голове расположен солнечный диск, в то время как у девочки – лунный диск и полумесяц. Оба диска декорированы древнегреческим символом в форме глаза, известным как уаджет. Две змеи у ног детей, предположительно кобры, также отождествляются с солнцем и луной.

"К сожалению лица статуй сохранились плохо, однако хорошо заметно, что у мальчика вьющиеся волосы, а с правой стороны головы - коса, что типично для египетских детей того времени. Причёска девочки сделана в так называемой дынной форме, которую можно ассоциировать с династией Птолемеев, и, в особенности, с Клеопатрой", — рассказывает Джузеппина Каприотти.

Чтобы определить, принадлежит ли статуя к эпохе правления Клеопатры, её сравнили с другой работой этого времени – статуей Пахома (Pakhom), губернатора Дендеры, которую датируют 50-30 годами до нашей эры. По словам Каприотти, стилистически статуи имеют много общего: у изображённых людей круглая форма лица, маленький подбородок и большие глаза.