100-летие музея на Волхонке

Музей изобразительных искусств имени Пушкина готовится отметить 100-летний юбилей. Одно из самых крупных российских хранилищ произведений мирового и отечественного искусства было открыто в мае 1912 года по инициативе Ивана Цветаева.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина готовится отметить 100-летний юбилей. Одно из самых крупных российских хранилищ произведений мирового и отечественного искусства было открыто в мае 1912 года по инициативе Ивана Цветаева. За минувший век в стенах музея выставлялись самые различные шедевры, среди которых Джоконда, картины из Дрезденской галереи, работы Пикассо и золото Шлимана.

Герой нынешней выставки — сам музей с его историей, известными выставками, шедеврами и, конечно, людьми. Египетская скульптура — дар миллионщика Юрия Нечаева-Мальцева. Это его основатель Музея изящных искусств профессор Иван Цветаев сделал своим единомышленником, и владелец стекольных заводов в Гусь-Хрустальном сразу же дал два миллиона рублей, да еще и со знанием дела руководил строительством.

Следующее имя, без которого музей бы не состоялся, — Владимир Голенищев. Его редчайшая коллекция древнего искусства поставила музей в разряд крупнейших сокровищниц мира.

Важные вехи в истории музея: выставка скульптур Голубкиной проходит в 1914 году, чтобы собрать деньги на лечение раненых, масштабная выставка 1934 года — проекты Дворца Советов, которых должен был стать самым высоким зданием в мире, однако так и остался бумажной архитектурой. Война: на интерактивных экранах можно увидеть документы и фотографии, свидетельствующие о том, как эвакуировали сокровища, как укрывали те, что остались. Восстановление музейных зданий и новый период, который начался с больших надежд. Однако первой большой послевоенной экспозицией стала выставка подарков Иосифу Сталину.

Истории спасения шедевров Дрезденской галереи — портреты реставраторов, которые вернули жизнь полотнам Рембрандта, Рубенса, Пентуриккио. Среди них — Степан Чураков. 25 августа 1955 открыли прощальную экспозицию живописи из Дрезденской галереи, а затем вернули шедевры Германии.

Оттепель — начало грандиозных проектов. Сенсационный Пикассо в 1956 году, до этого советские люди не видели кубизма и прочих "измов". Тутанхамон, Джоконда, японские шедевры. Люди часами стояли в очередях, чтобы увидеть эту живопись, перекупали за огромные деньги каталоги. И, наконец, "Москва-Париж", выставка 1981 года. Заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С.Пушкина Андрей Толстой вспоминает: "Посредине Белого зала стояла модель башни Татлина, чудовищного формалиста с официальной точки зрения. Тем не менее, на эту выставку пришел Брежнев. Есть фотография, как Брежнев пришел на эту выставку, она у нас экспонируется. Это было такое художественное и общественное действо, которое нельзя было проигнорировать руководителям государства".

Отдельная часть экспозиции — жизнь Музея изобразительных искусств в XXI веке: реставрация, археология, библиотека, работа с детьми. Представлена и огромная модель будущего музейного городка, предложенная британским архитектором Норманом Фостером. У этого макета большего всего сотрудников, которые спорят, какие отделы и где будут находиться.