Играй, фандыр!

В обиходе осетин гармонь появилась в XIX веке. По традиции, жених должен, наряду с другими свадебными подарками, обязательно дарить невесте этот музыкальный инструмент. Праотцом современной осетинской гармошки считается "вятская тальянка".

В обиходе осетин гармонь появилась в XIX веке. По традиции, жених должен, наряду с другими свадебными подарками, обязательно дарить невесте этот музыкальный инструмент. Праотцом современной осетинской гармошки считается "вятская тальянка".

Хотя сложную кавказскую мелодию пятилетний Саша Томаев слышал всего лишь раз, но исполняет ее со стопроцентной точностью. В руках юного маэстро осетинская гармошка зазвучала полгода назад. Казбек Лалиев на этом инструменте вот уже 20 лет виртуозно исполняет национальные композиции любой сложности. По его словам, гармоника — загадочный инструмент.

Однорядная "вятская тальянка" — прародительница современной гармоники, она покорила Северную Осетию еще в конце XIX столетия. В прошлом веке инструмент внешне изменился — к ряду белых клавиш добавились полутоновые черные, и гармошка зазвучала более темпераментно, с "кавказским акцентом".

Гармоники, на которых играет весь Северный Кавказ, изготавливают на единственном на юге России предприятии. Часть продукции отправляют во Францию, Германию и Италию. Их заказывают выходцы с Кавказа, чтобы исполнять родные мотивы на национальном инструменте. В маленькой настроечной кабине создают сердце гармоники — на аппарате, выпущенном еще в советские годы, замеряют давление пластин резонатора.

Позже у гармоники появляются клавиши, мех, ремень и гриф. Работа это ювелирная, ошибки исключены — полная концентрация внимания и слуха. На изготовление одного инструмента уходит почти три месяца. Директор предприятия по производству кавказских музыкальных инструментов Тамерлан Ужегов уверен: "Если мы не будем заниматься, все это зачахнет и уйдет. Мастеров на сегодняшний день осталось единицы. Сама технология производства, в данном случае, гармоник не то, что уникальна — она самобытна".

Сцена в самом центре Владикавказа: на Проспекте Мира одновременно играют 100 юных гармонистов. В столицу Северной Осетии они приехали практически со всех районов республики. Никогда раньше ребята вместе не играли, репетировали по телефону или по "Скайпу". Они говорят, что это выступление — публичное признание в любви инструменту, который стал родным для целого народа.

Осетинская гармошка, или, как ее уже принято называть в республике, "фандыр" — самый желанный гость на любом торжестве, без нее не обходится ни один праздник. Поэтому все самые трогательные и любимые в народе национальные композиции звучат именно на гармонике.