В Калининграде музейный экспонат отбуксировали на ремонт

В Калининграде провели уникальную операцию по буксировке подводной лодки на судоремонтный завод. Дизельная субмарина последние 12 лет стояла в самом центре города. В ее отсеках устроили музей подводного флота. За все эти годы лодка ни разу не ремонтировалась — дно покрылось илом, обветшала обшивка.

В Калининграде провели уникальную операцию по буксировке подводной лодки на судоремонтный завод. Дизельная субмарина последние 12 лет стояла в самом центре города. В ее отсеках устроили музей подводного флота. За все эти годы лодка ни разу не ремонтировалась — дно покрылось илом, обветшала обшивка. Для того, чтобы отвести субмарину на верфь, пришлось даже разводить средневековый мост.

Ночью в центре Калининграда собрались десятки горожан. Такое зрелище увидишь не часто. По руслу реки Преголи в надводном положении двигалась дизельная субмарина. Сотрудники Музея Мирового океана, для которых эта ночь оказалась бессонной, заранее разработали целую операцию, чтобы отбуксировать плавучий музейный экспонат на судоремонтный завод в Светлый. Для этого потребовалось договариваться с лоцманской службой и нанимать буксиры, а также получить массу разрешений от разных ведомств, в том числе и пограничной службы.

"Подлодка — необычный экспонат на реке", — считает директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова.

Чтобы буксиры смогли пройти по реке к постоянному месту стоянки субмарины, пришлось даже разводить старинный немецкий мост, что случается в городе крайне редко. Последний раз пролет моста поднимали 12 лет назад, когда подлодка впервые шла к причалу набережной исторического флота. Еще тогда все продумали до мелочей: учли небольшие глубины и узкие места реки, узнали где по дну Преголи проходят кабельные трассы. Хоть подлодка и находится на плаву, отбуксировали по реке на верфь не просто.

"Она (подлодка) тяжелая, узкая, длинная, как торпеда. Если пойдет — ее трудно остановить и трудно повернуть. Поэтому медленно пойдем, не разгоняясь, чтобы можно было маневрировать буксирам", — пояснил Алексей Шуткин, заместитель директора музея.

У подводной лодки заварены кингстоны и демонтированы винты, но прочный и легкий корпуса, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и вооружение сохранились в оригинальном виде.

Приказом Главкома от 3 сентября 1999 года дизельная подводная лодка Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ России. Тогда же было принято решение сделать ее плавучим экспонатом и перевести из Кронштадта в Калининград. Уже через год после специального ремонта она ошвартовалась у этой набережной в самом центре города.

На ее борту была развернута экспозиция "Истории подводного флота". Посетители могли узнать много интересного об истории отечественного подводного флота и самой дизель-электрической подлодки, которая служила сначала на Северном, а потом Балтийском флотах, дважды ходила на Кубу и на Гавайские острова.

За 12 лет стоянки лодка ни разу не ремонтировалась. Сейчас специалисты говорят, что необходимо тщательно проверить и очистить от ила ее корпус. В случае необходимости кораблестроители смогут заменить фрагменты обшивки.

Механик Игорь Астафьев рассказал: "Ей необходим косметический ремон: осмотр корпуса, обрисовка балласта, покраска, зачистка".

Операция по буксировке Б-413 заняла всю ночь. Только утром подводную лодку завели в судоходный канал и она направилась в Светлый. Обратно в город главный плавучий экспонат вернется не раньше, чем через месяц.