Тема:

Закон о митингах 11 лет назад

Штрафы за митинги: применим ли к России зарубежный опыт?

Законодатели и эксперты собрались за круглым столом, чтобы обсудить нашумевшую инициативу об ужесточении штрафов для митингующих. Наказывать тех, кто нарушает закон в ходе массовых акций, предлагается по образцу западных стран. Эксперты выясняли: применим ли зарубежный опыт в нашей стране?

В Госдуме обсуждают проект закона, который многократно увеличит штрафы за нарушения при проведении митингов и подобных массовых акций. О необходимости таких мер заговорили после того, как в ходе столкновений оппозиции и ОМОНа в Москве пострадали люди.

Митинги, массовые выступления, даже уличные беспорядки – не редкое явление для современной Европы и для США. Там участникам и организаторам несанкционированных акций незаконные действия обходятся гораздо дороже, чем у нас.

Например, в Великобритании нарушителям грозит штраф до 400 фунтов стерлингов (примерно 19,5 тысяч рублей) и временный запрет на проведение акций. В Германии за несанкционированный митинг можно получить 1 год тюремного заключения или штраф в размере 15 тысяч евро. В США за участие в акции с оружием (или с предметом, который может быть использован в качестве оружия) можно попасть за решетку на 10 лет.

В нашей стране, как выяснилось, нарушать порядок во время массовых акций дешевле всего. Применим ли западный опыт в России? Поможет ли он исправить ситуацию? Эти вопросы представители законодательной власти, члены Общественной палаты РФ и эксперты обсудили сегодня за круглым столом в пресс-центре РИА Новости. Сошлись в одном: российское законодательство в этой сфере слишком либеральное и совершенно не детализированное. То есть оно не учитывает многие аспекты, касающиеся не только нарушений в ходе самих митингов, но и в ходе подготовки к ним.

Депутат: "ОккупайАбай" — это варварство

Из недавних событий в Москве законодатели сделали определенные выводы. "Права и интересы людей, выражающих свой протест, не должны вступать в противоречие с правами других граждан, – заявил в ходе обсуждения депутат Госдумы РФ Вячеслав Никонов. – То, во что превратили Чистые пруды, иначе как варварством назвать нельзя. Это — варварство, осуществленное москвичами, которые претендуют при этом на интеллигентность".

"Когда госпитализируют полицейских после мирного собрания без оружия — это тоже преступление некой грани, которое нормальное общество терпеть не должно", – добавил он.

Во многих европейских странах большое внимание уделяется тому или иному митингу или общественной акции еще на этапе подготовки. В ряде стран оценивается возможный ущерб, предполагаемые последствия ее проведения. И если ущерб оказывается достаточно большим, проведение такой акции власти могут просто не разрешить.

В большинстве развитых стран обо всех общественных акциях необходимо уведомлять власти. Порой срок рассмотрения заявки от организаторов достигает 45 дней. Саму заявку подать проще – можно сделать это через Интернет. Но форма заявки может быть очень непростой, и чтобы корректно ее заполнить, организаторам митинга уже на этом этапе нужно продумать многие нюансы.

По мнению экспертов, опыт контроля уже на этапе подготовки можно было бы перенять. Понятно, что подготовка митинга – это гораздо больше, чем подача заявки в мэрию. "Есть "Твиттер", там могут написать, и собраться через 15 минут где-то. Это тоже подготовка", – пояснил один из авторов законопроекта о повышении штрафов за нарушения на митингах Александр Сидякин.

По его словам, вполне возможно вычислить, кто посредством соцсетей собрал людей на ту или иную стихийную акцию. Однако в нашей судебной практике нет примеров рассмотрения подобных дел. Здесь, по мнению депутата, не просто недоработка, а настоящая яма в законодательстве.

Нарушения на митингах — под личную ответственность

В связи с этим возникает вопрос и о личной ответственности за нарушения на митингах. По мнению экспертов, совершенно необходимо, чтобы в случае нарушений наказание несли и организаторы (те, кто готовит акцию), и руководители (те, кто ее проводит), и непосредственно нарушители.

Как рассказал доцент кафедры теории и технологий управления Факультета государственного управления МГУ Владимир Солодов, основные принципы применения санкций за нарушения правил проведения массовых мероприятий основываются именно на личной ответственности. "Это самое главное, потому что основная опасность и главная проблема – это чувство толпы и чувство безнаказанности", – отметил он.

По мнению эксперта, здесь можно было бы перенять опыт Лондона, где достаточно велика плотность камер наружного наблюдения на квадратный километр. В таких условиях продумывание акции еще на этапе ее подготовки, продумывание того, как будет использоваться территория, на которой акция пройдет, даст возможность быстро установить личности нарушителей.

Некоторые эксперты отмечают, что организаторов митингов стоит наказывать и за то, что они не смогли обеспечить безопасность людей, которых сами же собрали на акцию. А полицейским следовало бы передать функцию по обезвреживанию и удалению провокаторов, которые зачастую никак не связаны с митингующими.

Конец гражданской активности или развитие культуры протеста?

В обществе, особенно в среде самих митингующих, новую инициативу депутатов активно критикуют. Высказываются мнения, что она направлена на подавление гражданской активности. Однако, по мнению законодателей и экспертов, такое ужесточение необходимо.

"Мы вышли на гражданский протест из той ситуации, когда общество было аполитичным. Государство оказалось не готово к этому", – отметил политолог Алексей Зудин. И без поражения отдельных групп граждан в правах здесь никак не обойтись. По мнению депутата Госдумы Владимира Бурматова, лица, которые допустили даже однократное нарушение на митинге, должны терять возможность участвовать в таких мероприятиях или организовывать их.

При этом, по его мнению, не стоит бояться того, что штрафы за эти нарушения вырастут на порядки. К тому же, только штрафами здесь проблему не решить. "Есть такие мероприятия, ради которых кто-то готов пожертвовать и миллион рублей, – отметил Бурматов. – Поражение в правах – это абсолютно нормальная история, вполне распространенная в демократических странах".

Однако эти меры, по его словам, стоило бы вводить одновременно с существенным упрощением порядка уведомления о запланированных митингах. "Если это реализовывать вкупе, это будет выглядеть менее кровожадно", – заметил депутат.

Член Совета Федерации Руслан Гаттаров, в свою очередь, подчеркнул, что закон должен защищать также и организаторов митинга, и тех, кто приходит митинговать. "Когда полицейский не понимает, что ему делать, он действует, как умеет. А умеет он дубинкой", – отметил сенатор. Поэтому, по его словам, в законе надо четко прописать все случаи, когда полиция может применять силу к участникам митинга.

"Когда мы будет дорабатывать внесенный закон, мы должны будем посмотреть не только со стороны власти, но и со стороны тех, кто организует митинги и тех, кто в них участвует", – отметил Гаттаров.

В любом случае, законодатели убеждены: совершенствовать законодательство о митингах следует исходя из принципа "не навреди". Александр Сидякин подчеркнул: главная цель изменений — не подавить протестную активность, а сформировать протестную культуру.

Пока что все эти предложения только обсуждаются. Внесенная в Госдуму инициатива касается только увеличения штрафов. Так, нынешние штрафы, колеблющиеся от 1 до 2 тысяч рублей, предлагается увеличить весьма ощутимо. Планируется, что для физических лиц они будут составлять от 5 тысяч до 1 миллиона рублей, для юридических лиц – от 50 тысяч до 1,5 миллионов.