Москва может оставить самолёты без связи

Экипажи самолётов, которые взлетают и садятся в московских аэропортах, рискуют остаться без связи с диспетчерами. Радиоцентр "Постниково", который и обеспечивает эту связь, оказался на частной территории. С лёгкой руки судьи стратегически важный объект предписано снести.

Экипажи самолётов, которые взлетают и садятся в московских аэропортах, рискуют остаться без связи с диспетчерами. Радиоцентр "Постниково", который и обеспечивает эту связь, оказался на частной территории. И собственник земли через суд потребовал расчистить поляну. С лёгкой руки судьи, которая, видимо, на самолетах не летает, стратегически важный объект предписано снести. Сотрудники радиоцентра уже готовятся держать оборону и заявляют, что жизни пассажиров им дороже.

Бетонный забор, колючая проволока, за ограждением — передающий радиоцентр "Постниково". 53 УКВ-передатчика, которые обеспечивают связь диспетчеров с экипажами самолётов. Стратегически важный для гражданской авиации радиоцентр.

"На территории этого объекта располагаются передатчики для обеспечения взаимодействия диспетчер-борт, 43 частоты для взаимодействия с экипажами на всех секторах в московской воздушной зоне", — рассказывает начальник службы эксплуатации систем передачи данных Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Валерий Подповедный.

И вся эта земля с недавних пор — частная собственность. В 2006 году с лёгкой руки некоего чиновника территория радиоцентра была приватизирована.

"Территориальное управление федерального агентства – тогда Федерального агентства по управлению федеральным имуществом — продало весь этот участок коммерческой организации ЗАО "М-Вариант". Вместе с федеральными объектами, находящимися на этом участке", — сообщает юрист Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Артем Веснин.

ЗАО "М-Вариант", купившее участок в кредит, деньги не выплатило. Теперь собственник — "Связь-Банк". Он обратился в Арбитражный суд Москвы и выиграл процесс.

Единоличное решение судьи Пуловой удивляет даже опытных юристов. Решение вынесено так, будто в споре на кону — судьба дачного участка. В постановлении сказано: "Так как собственник известен, и он хочет распоряжаться землей, то все объекты, обеспечивающие безопасность полётов, нужно снести". И дальше — перечень того, что именно нужно демонтировать: покрытие дороги к райцентру Постниково, пару металлических башен УКВ, кабель связи из Внукова, с десяток радиостанций "Полет", осциллограф, вольтметр и даже радиотелефон стандарта GSM Nokia-6150. Сейчас госкорпорация по организации воздушного движения пытается обжаловать это решение.

"Без согласия государства нельзя было вообще продать земельный участок, — утверждает президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев. — Но это случилось. Если дальше вступает в законную силу решение, это означает, что государство из собственных средств вынуждено демонтировать, перенести, найти новый участок".

А еще проложить кабели связи, несколько веток энергоснабжения, да и выбрать столь удачное место на плотно застроенной земле вряд ли удастся.

Пока связь с экипажами, пролетающими над столичным регионом, нормальная. А вот что будет, если решение судьи Пуловой выполнят? Без радиоцентра экипажи перестанут слышать "землю". Они срочно начнут переходить на аварийные частоты. То есть все самолёты, прилетающие в Москву и улетающие из столицы, будут работать в аварийном режиме.

В небе над столицей за сутки пролетают тысячи самолётов. Их и в обычной ситуации трудно разводить. Риск авиакатастрофы без главного московского радиоцентра увеличивается многократно.

"Ни в коем случае нельзя этот передающий радиоцентр убирать из их московской зоны и лишать радиосвязи экипажи с "землей". Это прямая безопасность полетов", — подчеркивает председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

Сделку купли-продажи, которая и стала причиной конфликта, расторгнуть уже нельзя. Срок исковой давности истёк. Как исправить это преступное недоразумение, сейчас думают в Росавиации, в Минтрансе и даже в ФСБ.

Радиоцентр обеспечивает связью в том числе и правительственные самолёты. В "Постниково" уже всерьез обсуждают, что делать, если к ним придут судебные приставы — пустить их и поставить под угрозу жизни тысяч авиапассажиров, или нарушать закон и мешать исполнению судебного решения.