Усилия поисковиков в Северной Осетии увенчались успехом

В Северной Осетии поисковики подняли самолет времен Великой Отечественной войны. Судя по находкам, скорее всего, это истребитель ЛаГГ-5. Еще живы свидетели того воздушного боя, в котором был подбит самолет и погиб летчик, имя которого еще предстоит выяснить.

В Северной Осетии поисковики подняли самолет времен Великой Отечественной войны. Судя по находкам, скорее всего, это истребитель ЛаГГ-5. Еще живы свидетели того воздушного боя, в котором был подбит самолет и погиб летчик, имя которого еще предстоит выяснить.

Подбитый советский истребитель оказался не по зубам маленькому японскому экскаватору. Две с половиной тонны металла и древесины прочно увязли в болоте. Мелкие детали самолета поисковики достали вручную, а для того, чтобы извлечь двигатель, понадобилась техника посерьезней.

Поисковики из Ярославля и Волгограда впервые приехали в Осетию. Их пригласили местные следопыты. Среди обломков самолета они обнаружили элементы навигационных приборов, вооружения, средств связи. Судя по находкам, это, скорее всего, истребитель ЛаГГ-5. Поисковик Владимир Масленников пояснил: "Это единственные самолеты, комплектующиеся расширенной резиной. По наличию шин мы определили завод-изготовитель резины, и это был наш родной ярославский завод"

В 1942 году в Осетии шли ожесточенные бой. В битве за Кавказ были сбиты десятки советских и немецких самолетов. Некоторые из них до сих пор покоятся в труднодоступных местах. Очевидцев тех событий осталось немного, и один из них — Азамат Кобесов. Будучи восьмилетним мальчишкой, он видел, как подбитый в воздушном бою советский истребитель рухнул недалеко от его родного села.

Поисковые работы отнимают немало сил, времени и средств. Восстанавливать недостающие странички истории удается лишь благодаря настоящим энтузиастам. Организатор поисковых работ Станислав Дзебоев уверен: "Это наш долг перед этим летчиком. То, что он погиб в небе над Осетией и остается неизвестным, для меня стыдно".

Двигатель и многие другие фрагменты сохранились на дне болота сравнительно неплохо, и теперь их увезут в город для детального изучения.

Раскопки на месте падения самолета завершаются, но впереди у поисковиков не менее кропотливая работа, только уже не в поле, а в архивах. По серийному номеру двигателя они рассчитывают определить имя летчика, задание, которое он выполнял, а также, по возможности, найти его родственников.