Полету Руста над Красной площадью исполнилось четверть века

Ровно 25 лет назад гражданин ФРГ Матиас Руст, нарушив границу СССР, приземлился на своем легком самолете на Красной площади. До сих пор это событие вызывает много вопросов. Один из них – каким образом самолет смог преодолеть мощные кордоны советской системы безопасности.

Ровно 25 лет назад гражданин ФРГ Матиас Руст, нарушив границу СССР, приземлился на своем легком самолете на Красной площади. До сих пор это событие вызывает много вопросов. Один из них – каким образом самолет смог преодолеть мощные кордоны советской системы безопасности и благополучно долететь до самого сердца страны.

В вестибюле Технического музея Берлина висит та самая "Сессна". По документам, она в последний раз самостоятельно поднялась в воздух из аэропорта Хельсинки 28 мая 87-го года.

У Матиаса Руста – коридор в Стокгольм, но он разворачивается и пересекает границу СССР в районе Кохтла-Ярве. Летит медленно и низко – по американским военным картам, которые выводят его к Октябрьской железной дороге, и дальше уже над путями в Москву.

Перелетая "железный занавес", 19-летний немецкий летчик ощущает себя голубем мира. "Это был четко спланированный полет, я 6 месяцев к нему готовился. Хотел раньше полететь — не удалось, — признается Руст. — Меня всегда волновала политика, а тут переговоры Горбачева с Рейганом закончились провалом, и я решил использовать самолет, чтобы построить воображаемый мост".

Руста засекли сразу. Человека, который наблюдал его полет, можно встретить на берлинской дискотеке. Сейчас Владимир Каминер стоит за диджейским пультом, 25 лет назад сидел за пультом радара ПВО.

"Этот Руст, про которого мы еще не знали, что он Руст, он был просто точкой на радаре – то появлялся, то исчезал. Но каждый раз все время в одну и ту же сторону. Явно в сторону Москвы. Мы докладывали. Я по нему докладывал, и мой начальник, собственно, дальше трубил. Но время было такое, 87-й год: летит кто-то – может, что хорошее везет, никто ж не знал, что это такое", — вспоминает Владимир Каминер.

Узнали в начале семи вечера, когда "Сессна" появилась над Красной площадью. Там много людей. Руст не может сесть, приземляется на Большой Москворецкий мост у Василия Блаженного. Пройдет еще несколько часов – и в Советской армии начнется кадровая чистка, какой не было с 37-го года.

"Всем попало. Нас всех сняли за один день, — вспоминает Герман Кромин, в 1986 — 1987 годах командующий 6-ой армией противовоздушной обороны. — По приказу Горбачева сняли за один день. Начиная от министра обороны, который ушел с заседания Политбюро. И пошли дальше снимать. Как сказал господин Язов, пятерками снимали: командующего, начальника штаба, членов военного совета".

Была ли это, как считают некоторые историки, совместная акция иностранных спецслужб и идеологов Перестройки, которые хотели убрать советских "ястребов", мешавших сближению с Западом? Если и так, то Руста использовали втемную.

"Конечно, у Горбачева появился шанс разобраться с людьми, которые ему не были нужны. Он ведь ускорил Перестройку благодаря моему полету. Но если честно, я не планировал влиять таким образом на Горбачева. Да и людей мне жалко, которых уволили", — признается Матиас Руст.

Главная глупость в жизни, Руст это и сам признает, ему фактически сошла с рук. Для того чтобы он мог делать другие: отсидев в Лефортове полтора года из четырех, Руст вернулся в Германию. В 89-м сел в тюрьму за нападения на девушку, в 2001-м украл свитер из супермаркета, в 2005-м пойман на махинациях с чеками.

Сейчас профессионально играет в покер — тоже ловит ветер перемен, но совсем не тот, что так удачно поймал на крыло 25 лет назад. Теперь не так уж важно, управлял ли кто-то Матиасом Рустом в тот момент, когда он летел в Москву. Важно то, что его самолетик наделал столько шума и дел, сколько в мирное время не произвела бы ни одна армада стратегических бомбардировщиков. Этой "Сессне" место, конечно, в музее. Только, может быть, не техники, а политической истории.