Арт-терапия – уникальная методика Марии Дрезниной

Благотворительные занятия с воспитанниками детского дома проходят в центре "Мусейон" ГМИИ им.А.С.Пушкина. Мария Дрезнина – автор уникальной методики, которая раскрывает творческие способности ребенка.

Благотворительные занятия с воспитанниками детского дома проходят в центре "Мусейон" ГМИИ им.А.С.Пушкина. Мария Дрезнина – автор уникальной методики, которая раскрывает творческие способности ребенка.

Художник, педагог детской студии ГМИИ им. А.С.Пушкина, специалист в области арт-терапии Мария Дрезнина помогает развить у детей воображение и творческую индивидуальность. Кружки для школьников и дошкольников в Музее изобразительных искусств существуют более пятидесяти лет. В ГМИИ им.А.С.Пушкина есть изостудии, классы керамики и нумизматики. Всего в кружках занимаются более десяти тысяч детей. В 2006 году у детских клубов ГМИИ появилось свое здание — центр эстетического воспитания "Мусейон".

"С одной стороны это будет здание музея. С какой хотите. Это называется "фасад". Если у вас будет музей зонтиков, то на фасаде может быть надпись "Музей зонтиков" и какой-то вход, какая-то лестница". Художник и педагог Центра эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон" Мария Дрезнина объясняет, как своими руками построить "Воображаемый музей". Ее ученики только что вернулись с одноименной выставки в музее имени Пушкина.

"Как тебе вот эта выставка — "Воображаемый музей"? Может быть, какой-то экспонат больше понравился?" Ответ прост: "Они все по-своему хороши. Красивы все по-своему". Уже после занятия пятнадцатилетняя Алена расскажет, как заворожила ее золотая лира эпохи древних шумеров – экспонат из Британского музея, которую по памяти как раз нарисовала соседка Марина. Перед камерой ребята не слишком разговорчивы. Они – из детского дома. Впечатлениями охотнее делятся на бумаге.

"Вот это ромашки, вот здесь. Здесь половина колокольчики. И одуванчиков. А вот здесь у меня тюльпаны, и это бархотки", – рассказывает шестилетний Саша Кудрявцев. В "Воображаемом Музее Цветов" шестилетнего Саши — столько растений, сколько и взрослый с ходу не вспомнит. Даже воспитатели удивляются: ведь Саша, как они говорят, "коррекционный". Но только не в классе Марии Дрезниной. Достаточно было пяти занятий – результат налицо.

Комментирует Вера Кольтинова, педагог-психолог Удельненского специального коррекционного Детского дома Раменского района: "Даже если наши дети имеют некоторые дефекты развития, то в этой деятельности они незаметны, потому что успешно компенсируются. Это очень большое достижение. Конечно, для наших детей очень важно побывать в одном из лучших московских музеев, для них это просто праздник".

"Лечить искусством" Мария Дрезнина начала еще в семидесятые, после окончания Суриковского института. Она — ученица легендарного театрального художника Михаила Курилко-Рюмина, успешный сценограф и живописец: ее работы находятся в частных собраниях от США до Японии. Мария Дрезнина, пожалуй, самый известный в России арт-терапевт. Ее книга "Каждый ребенок – художник" — настоящее подспорье для воспитателя, десять лет назад она стала бестселлером. В ней подробно рассказано о том, как организовать пространство в студии, с чего начать и какие занятия не следует проводить с детьми, которых бросили родители.

"То есть нарисовать маму вы им не предложите?" – "Не предложу", — отвечает Мария Дрезнина. Затем добавляет: "А вот детям с церебральным параличом я с опаской, но предложила такое задание. Мы изучали фигуру движения, можете себе представить? У меня в книжке есть глава "Самураи", где мы смотрим фигуры в резких движениях, японскую гравюру. А потом мы пришли сюда, и они конструировали человеческую фигуру, и им это придавало сил".

Недавно у Марии Дрезниной вышла новая книга — "Путешествие во времени в пространстве музея". В первых же строчках – суть ее авторского метода, подтвержденного годами наблюдений: раскрепощает юного художника, как ни парадоксально, четко поставленная задача, а сковывает — сочинение на вольную тему. Художница рассказывает: "Когда приехали дети из приюта Красносельское, то они на свободную тему сделали одних диких "человеков-пауков". Я сказала: "Ну что ж, так дело не пойдет. Вы хорошо знаете Деда Мороза, но мне хочется от вас большего. Давайте подумаем, как выглядит Дед Мороз современный? И тогда возник Дед Мороз-гонщик, Дед Мороз-хитрый мальчик, который решил что-то сделать на Новый год. И маска Службы спасения!"

Итог нынешнего занятия — с десяток фантастических "Воображаемых музеев" – "Мыльных пузырей", "Смайликов", "Конфет", "Спорта" и "Подводного мира". А ведь еще недавно большинство этих ребят боялись брать в руки краски. Сейчас же, как говорят воспитатели, вместо телевизора садятся за рисование. Вера Кольтинова, педагог-психолог Удельненского специального коррекционного Детского дома Раменского района, подтверждает: "Наши дети очень много рисуют. Мы используем этот подход и в своем учреждении в целях воспитания, реабилитации и развития".

Теперь к Марии Дрезниной на урок собираются уже педагоги детского дома – осваивать арт-терапию.