Заочное образование: вузы перестанут выпускать недоспециалистов

У работающих россиян не остается стимулов к получению высшего образования. Выучиться экстерном на философа, психолога или политолога скоро будет нельзя. Что еще ждет абитуриентов в этом году, "Утру России" рассказал научный руководитель Институт проблем образовательной политики Александр Адамский.

У работающих россиян практически не остается стимулов к получению высшего образования. Выучиться экстерном или заочно на философа, психолога или политолога скоро будет нельзя. Эти и другие нововведения готовит Минобрнауки – как водится, аккурат к началу приемной кампании в вузах.

Что ждет абитуриентов в этом году, в эфире "Утра России" рассказал научный руководитель Институт проблем образовательной политики Александр Адамский.

По мнению эксперта, указанное нововведение вряд ли направлено на то, чтобы сократить число гуманитариев, которых в стране и так хватает, и которые на производстве не нужны. По его словам не поступить сегодня в вуз вообще сложнее, чем поступить. Потому что количество бюджетных мест в вузах с очной формой обучения сегодня больше, чем число выпускников школ.

Другой вопрос в том, каково качество обучения в этих вузах и каковы навыки тех выпускников, которые учились заочно. "Заочники – не то, что недоспециалисты. Они далеко не специалисты", – отметил Александр Адамский. По его словам, нововведения, предложенные министерством, коснутся всех. Просто началось все с гуманитариев, которых сегодня переизбыток (в отличие от инженеров).

В то же время, требования к кадрам инженерных специальностей в ближайшее время будут многократно повышаться: это связано и со вступлением в ВТО, и с переоснащением технологического парка.

По его словам, с заочных отделений и раньше выходили недоспециалисты. Другое дело, что представители технических специальностей могут постигать премудрости профессии на производстве. А какое производство, например, у философов?

Говоря о заочном образовании, эксперт отметил, что под этим термином сейчас следовало бы понимать скорее дистантное образование. "У нас масса примеров самых разных – от международного образования до обучения людей, которые находятся в местах лишения свободы", – сказал он. Адамский добавил, что сегодня компьютерные технологии позволяют сделать такое обучение интерактивным.

По его словам, заочному образованию надо стремиться именно к такой форме. Но проблема в том, что заочное обучение – дешевое, а удаленное стоит дорого.
Эксперт поспешил успокоить тех, кто уже учится заочно: им дадут доучиться. "Есть целый набор законодательных актов, согласно которым, если вуз, факультет или филиал закрывается, то студенты доучиваются", – заверил он.