Вести.net: "Яндекс" попал в эпицентр браузерных войн

Между российским "Яндексом" и американским разработчиком браузера Firefox, компанией Mozilla, назревает конфликт. 1 июня отечественной компании объявили в письме о том, что поиском "по умолчанию" в следующей, четырнадцатой версии Firefox вместо Яндекса будет Google.

Между российским "Яндексом" и американским разработчиком браузера Firefox, компанией Mozilla, назревает конфликт. 1 июня отечественной компании объявили в письме о том, что поиском "по умолчанию" в следующей, четырнадцатой версии Firefox вместо Яндекса будет Google. При этом — никаких публичных заявлений или официальных запросов российским локализаторам от Mozilla не поступало.

Вместо этого, требование сменить Яндекс на Google пришло российской команде Mozilla в ночь релиза для разработчиков, 6 июня. Причем, через технический блог по устранению ошибок. На резонный вопрос — на каком основании — сотрудники Mozilla сослались на яндексовский пресс-релиз, который компания опубликовала двумя днями ранее в своем блоге для инвесторов.

В итоге, российская локализация Firefox 14 под вопросом: официального запроса на смену поисковой строки до сих пор не поступало, а Mozilla ситуацию не комментирует. Впрочем, "Яндекс" в любом случае продолжит распространять свою, доработанную версию Firefox, с собственным поиском и инструментарием.

К тому же, гугловскую поисковую строку на панели приборов все еще можно будет легко сменить на любую другую, по предпочтению пользователя.

Именно поэтому, как заявляют в "Яндексе", доля российского поисковика на отечественном рынке просесть не должна. А вот для Mozilla странный шаг может стать серьезным ударом.

Во-первых, Mozilla — это формально по-прежнему не корпорация, а организация, существующая на добровольные пожертвования. А потому — дорожащая мнением о себе аудитории. Так, прежде чем выйти на российский рынок в партнерстве с "Яндексом", Mozilla проводила голосование, чтобы определить, правильный ли это шаг.

Теперь же, бросая "Яндекс" ради Google, никаких референдумов не устраивают и вообще объяснений не дают. К тому же, Яндекс, который продолжает укреплять свои позиции как крупнейший российский поисковик, фактически, добровольно продвигал Firefox на отечественном рынке. Теперь, понятно, он этого делать не будет, а значит, в России Firefox окончательно сдаст позиции Google Chrome, как только что сдал собственную панель инструментов.

Надо отметить, что платформенно-браузерные войны с новой силой разгораются по всему миру. Одна из битв на минувшей неделе произошла на поле Facebook (запрещена в РФ). Если попытаться открыть страницу соцсети с помощью сильно устаревшей версии браузера, Facebook обычно предлагает обновиться до актуального издания одного из трех "избранных" проводников. Ранее это были Internet Explorer, Mozilla Firefox и Google Chrome.

Но на минувшей неделе пользователи заметили, что Chrome со страницы рекомендаций исчез, а его место заняла Opera. Это произвело настоящий фурор на фоне недавних слухов о том, что Facebook "Оперу" собирается купить, сделав "домашним" браузером.

В любом случае, этот шаг Facebook сочли за явную попытку обострения отношений с Google. Впрочем, сейчас в разделе техпомощи социальной сети по-прежнему отмечены 4 браузера, с которыми Facebook гарантированно будет работать. Это Firefox, Safari, Chrome и Internet Explorer. Как видно, Opera в списке нет. Хотя и под ней соцсеть функционирует нормально.

Тем временем, в прессе появляется все больше замечаний о нецелесообразности покупки Opera. С одной стороны, приобретая готовую команду, Цукерберг экономит время, но с другой, возможно, дешевле было бы создать свой собственный браузер с помощью открытого инструментария WebKit, как это, собственно, сделал Google в случае с Chrome.