На фестивале в Царицыне породнились классика и джаз

На фестивале в Царицыне породнились классика и джаз

Второй международный музыкальный фестиваль классической и джазовой музыки "Классика и джаз" прошел в Царицыне. В одиннадцати концертах приняли участие более тридцати исполнителей. Цель проекта "Классика и джаз" — объединить и дополнить разные музыкальные жанры.

На фестивале выступили джазовый вокалист из США Дэнис Роланд и камерный оркестр Миши Рахлевского. Организаторы пригласили джазовый квартет саксофониста Олега Киреева и пианиста Игната Солженицына. За два фестивальных дня выступления звезд классики и джаза в этом году услышали более двухсот тысяч человек. Вход на фестиваль  традиционно свободный.

Джазмен Дэнис Роланд стоит в толпе и отбивает такт под классическую музыку: "Эти парни просто супер, да!" Его руки движутся в такт музыке, кажется, что Дэнис Роланд готовится дирижировать оркестром. Джазовый вокалист с консерваторским образованием в Царицыно на фестивале "Классика и джаз" чувствует себя как в родном Детройте. Номер Дэниса — перед выступлением камерного оркестра Миши Рахлевского. Такой формат концертной программы – джаз и классика пятьдесят на пятьдесят — очень популярен на Западе.

"Ни один американец с вами не поспорит, если вы скажете, что джаз — это и есть классика, — говорит Дэнис Роланд. — Наши исполнители блюза и хот-джаза выступают и на открытых площадках, и в шикарных мюзик-холлах, как настоящие классические музыканты. И часто на одном концерте звучит и Шопен и, например, Чарли Паркер. Это здорово, что в России теперь так же!"

Свежий воздух Царицына, лучшие музыканты из России, Европы и Америки. Этим принципам успешного музыкального фестиваля его основатель пианист Петр Дмитриев не изменяет уже второй год. "Классика и джаз-2012" — это одиннадцать концертов и больше тридцати исполнителей. Квартет Олега Киреева, оркестр Kremlin, Джордж Кейблз, Джошуа Редман и Игнат Солженицын. "Собрать вместе артистов с мировым именем – большая удача, — рассказывает Петр Дмитриев, художественный руководитель музыкального фестиваля "Классика и джаз", заслуженный артист России. — И чтобы их услышать, гостям фестиваля не придется платить за билет. Фестиваль общедоступный. Попасть на концерты звезд не всегда возможно, и я не говорю о том, что билеты стоят недешево. И для многих это — единственная возможность послушать музыкантов. И это очень важно, потому что тут есть просветительский момент".

Попасть на концерт квартета Олега Киреева можно лишь в Европе или Америке. Застать выдающегося саксофониста на родине практически невозможно. Об экспрессивном исполнении Киреева заговорили еще в 80-е годы. В 90-х он играл на одной сцене со звездами мирового джаза — пианистами Хэлом Галпером, Иоахимом Менцелем и Даниилом Крамером. Больше двадцати лет музыкант выступает на лучших площадках Нью-Йорка, Вашингтона и Филадельфии. Дает концерты в Великобритании, Польше и Финляндии. Альбом Киреева "Мандала" номинировался на Грэмми. На фестиваль в Царицыно музыкант приехал в перерыве между гастролями, чтобы исполнить свои собственные сочинения. "Все "иконы" уже "написаны": это и Чарли Паркер, и Джон Колтрейн, это и ныне живущие музыканты, такие как Херби Хэнто, — говорит Олег Киреев. — И поэтому мы сегодня живем в уникальном времени, когда и классические, и джазовые произведения стали настоящей классикой. Воспитывать хороший вкус — это здорово!"

Распеваются "Новые голоса" Театра оперетты, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Это молодой коллектив, ему всего два года. В нем собралось восемь блестящих вокалистов – солисты "Геликон-оперы", театров Оперетты, Станиславского и Немировича Данченко, а также звезды мюзиклов. У каждого – свой стиль и манера исполнения. В этом году на фестивале музыканты объединили любимые направления – джаз и классические оперы. Такое смешение стилей они называют "кросс-овер" — всего по чуть-чуть — для любителей академической музыки и для поклонников Луи Армстронга.

Для классических и джазовых музыкантов этот фестиваль – возможность поменяться ролями. Те, кто обычно исполняют Штрауса и Шопена, импровизируют прямо на сцене, а джазмены, наоборот, вспоминают академические произведения, которые учили в консерватории. В результате и те, и другие приходят к выводу – граница между джазом и классической музыкой условна. Убедиться в этом вместе с музыкантами на фестиваль уже второй год приходят более ста тысяч человек.  

Сегодня