Марк Шагал. Истоки творчества

В Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Марка Шагала. В экспозиции 150 его произведений, написанных в разные годы. Работы предоставили семья Шагала, отечественные и зарубежные частные и государственные собрания.

В Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Марка Шагала. В экспозиции 150 его произведений, написанных в разные годы. Работы предоставили семья Шагала, отечественные и зарубежные частные и государственные собрания.

Керамическую супницу Марк Шагал расписал в Провансе 60 лет назад в подарок дочери Иде на свадьбу. Дочь Иды Шагал и внучка художника Мерет Мейер вспоминает, что последний раз ела из этой посуды в середине 1970-х — русский борщ, приготовленный матерью. Сейчас все 69 предметов свадебного сервиза – музейные раритеты. Их впервые привезли в Россию из Франции

"Мы использовали эту посуду по назначению в течение 25 лет во время приемов после вернисажей. Но мало кто замечал росписи внутри, потому что они всегда были скрыты борщом. Это как японские чашечки: чтобы увидеть рисунок на дне, надо выпить саке", — говорит внучка художника.

Мерет Мейер вслед за матерью, главным биографом Марка Шагала, всю свою жизнь посвятила сохранению творческого наследия художника. Она сожалением констатирует, что не унаследовала дедовский дар. А ее сестра-близнец стала дизайнером-флористом. "Нас было трое внуков Шагала. Вообще он был занятой человек, не успевал всем нам уделять много внимания, давать наставления. Надо признаться, мне понадобилось время, чтобы до конца понять его искусство, увидеть в нем не дедушку, а мастера", — призналась Мерет Мейер.

Куратор выставки Екатерина Селезнева рассказала, что экспозиция "Марк Шагал. Истоки творческого языка художника", — это попытка ответить на вопросы, которыми пестрела книга отзывов Третьяковской галереи семь лет назад после масштабной выставки Марка Шагала. Посетители спрашивали: "Почему козы зеленые, а люди — летают?" Объяснения — в тех предметах народного быта – еврейского, белорусского, русского, украинского — которые окружали юного Мойшу Сегала, в коврах с фиолетовыми оленями и желтыми котами. "Когда мы монтировали эту выставку, одна из сотрудниц Третьяковской галереи подошла и спросила: "Интересно, когда он это сделал?" Хотя вот эти ковры — не Шагал, их сделал какой-то безымянный народный мастер", — рассказывает куратор выставки.

В 1906 году Шагал уехал из родного Витебска в Петербург. Он брал уроки у Рериха и Бакста, но профессионального образования так и не получил – деньги быстро закончились. Как вспоминал сам Шагал, суровый отец перед отъездом буквально швырнул ему на пол 27 рублей.

Главным учителем художника стала жизнь. Он всегда говорил: "Неправда, что мое искусство фантастично. Я реалист, я люблю землю!". Иллюстрируя Библию, он детально срисовывал оленей и голубей со светильника в синагоге.

В петербургском Этнографическом музее нашлись и прообразы шагаловских рыбок. "В еврейских семьях так делали пряники, и если вы посмотрите на одну из рыбок у нас на выставке, вы увидите, что Шагал это все хранил в своей творческой памяти, — рассказала Екатерина Серезнева. – В форму заливалось или тесто, или желе, и таким образом получалась вот такая вот рыба".

Рисунки к "Мертвым душам" были созданы по заказу известного издателя и мецената Амбруаза Воллара, по приглашению которого Марк Шагал в 1923 году уехал в Париж. Эскизы мастер подарил Третьяковской галерее, и на одном из них — автограф: "Со всей моей любовью русского художника к Родине". Без табличек с названиями и не понять, где серия иллюстраций переходит в народные лубки середины XIX века из коллекции знаменитого авангардиста Михаила Ларионова.

На одном из полотен — парикмахерская, которую содержал дядя Шагала в местечке Лиозно в 40 километрах от Витебска. Художник провел там большую часть детства. Кажется, что в экспозиции представлены те самые стул и зеркало с картины. На самом деле это экспонаты Музея истории евреев России.

Детская коляска была изготовлена в начале XX века. В такой Марк Шагал мог возить свою новорожденную дочь Иду — на его картине изображена очень похожая, тоже из ивовых прутьев. Разве что хозяева этой свою перекрасили в синий цвет. Как говорят сотрудники музея, вероятно, потому что у них родился мальчик. 34:34

Произведения "семейного круга" 1910-х — портреты жены и музы Беллы с маленькой Идой в России ранее не экспонировались ни разу. По сути, эти графические работы — личный дневник художника.

Кстати, автобиография Марка Шагала на выставке тоже представлена — иллюстрациями к его книге "Моя жизнь". Чудом удалось собрать все 20 томов — практически ни одного целого издания этого раритета в мире не осталось. Страницы из книги еще при жизни Шагала вырывали, чтобы продать знаменитые гравюры по одной.